Отдел по образованию Пружанского райисполкома

 

Беларусь Библиотечная
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Яндекс.Метрика

Памятка родителям

Памятка родителям

«Искусство наказывать и прощать»

Наказание ребенка — это мера ограничений, которая позволяет регулировать поведение ребенка, контролировать его действия, предупреждать о том, что вокруг него есть опасности. Это вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что ребенок при этом переживает. В более старшем возрасте, когда у ребенка начинает формироваться совесть и моральное поведение, наказание уже носит другой характер — мы наказываем за конкретный поступок, за тот, который ребенок совершает сознательно, зная о том, что этого делать нельзя.

Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Но если за каждый маленький успех хвалить и ободрять его, появится надежда, что он будет работать с удовольствием и полной отдачей.

      Существует шесть основных принципов, опираясь на которые, родители должны решать для себя вопрос о наказании ребенка:

  1. 1.     Сначала установите границы — затем требуйте их соблюдения.

Вы должны сами для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что — не дозволено. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, если вы не установили правила — не требуйте их исполнения.

  1. 2.     На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно.

Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны решительно и уверенно «принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

  1. 3.     Отличайте своеволие от детской безответственности.

Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к взрослым. Детская безответственность — совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

  1. 4.     Когда конфликт исчерпан — утешьте и объясните.

Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После того как срок наказания истек, помиритесь с ребенком. Обнимите его, погладьте, скажите, как вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.

  1. 5.     Не требуйте невозможного.

Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что сломал телефон, который вы сами ему дали поиграть. Наказание в данном случае может стать источником неразрешенного внутреннего конфликта ребенка.

  1. 6.     Руководствуйтесь любовью.

В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

Как видите, описанные принципы сужают область применения наказания, закладывают в его основу любовь и ответственность родителей за будущее детей.

        Понятно, что срывы случаются и взрослые не всегда готовы спокойно реагировать на капризы, но в любом случае, чем чаще в разных ситуациях общения с ребенком мы будем использовать дружеский подход, терпеливо объяснять, исправлять, изменять сиюминутные желания на что-то более приемлемое, то обязательно будем вознаграждены. И главная награда — это любовь и доверие ребенка!

Как распознать суицидальное поведение у ребенка

 Суицидальное поведение представляет собой одну из основных суицидально-медицинских проблем современного общества. Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. Как же распознать суицидальное поведение?

 

Признаки суицидального поведения:

1. Уход всебя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда ребенок уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.

2. Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение ребенка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причина для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.

3. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с ребенком.

4. Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом ребенка обратить на него внимание, помочь ему. Однако вместо внимания ребенок часто добивается осуждения со стороны товарищей.

5. Нарушение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как опасный для жизни недуг.

6. Раздача подарков окружающим. Некоторые дети, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям, одноклассникам свои вещи. Специалисты по суициду утверждают, что эта зловещая акция — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа с ребенком  для выяснения его намерений.

7. Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К нему может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Переезд, расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, свойственными учебе в вузе, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться ребенку  трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

8. Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении ребенка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ребенок неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена скорее свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое ребенок стремится скрыть под маской веселья и беззаботности.

Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличия к учебе, общению, жизни.

9. Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Наиболее часто оно выражается словами: «Вы будете виноваты в моей смерти», «Вы еще пожалеете обо мне», «Я не хочу жить среди вас» и т.п. Эти заявления можно понимать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к ребенку, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.

10. Активная предварительная подготовка: приобретение отравляющих веществ и лекарств, хранение боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.

Вы можете столкнуться с самыми разными чувствами, возникающими, когда кто-либо из близких  выражает суицидальные намерения. Это могут быть:
— страх, тревога, сочувствие
— нетерпение, раздражение, отвержение.
Если вы не верите высказываниям о самоубийстве, помните, что они всегда означают, что человеку трудно и он пытается найти выход из кризисной ситуации.
Для подростков проблема собственной смерти может быть связана с развитием самосознания, процессом поиска смысла жизни и этот вопрос им необходимо решить для перехода к зрелости. 50 % подростков думали об этом (по анкетным данным).

Что делать:
Если вы не видите серьезных оснований для кризиса и он продолжается — необходимо обсуждать трудную для подростка ситуацию и искать ее причины. В детском возрасте трудно переоценить роль спокойной уверенности и любви матери в предотвращении суицидальных попыток. Сплоченность родителей, умение нести ответственность за суицидальное поведение детей, установление доверительных отношений с детьми могут быстро воздействовать на суицидальное поведение подростков.
Если связи родитель-ребенок затруднены, всегда есть возможность обратиться в службу Телефон Доверия: 9-53-67!

 

«Особенности поведения детей, которые

 могут свидетельствовать о наличии суицидных мыслей»

 

     Самоубийство (суицид) – намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. В подростковом возрасте уровень заверенных суицидам на 3 –  м месте среди других возрастных групп, уровень суицидных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидные попытки  редки, завершенные – единичны.

 

Выделяются 3 типа суицидального поведения:

  1. 1.     демонстративное – без намерения покончить с собой;
  2. 2.     аффективное – суицидальные попытки, совершенные в состоянии аффекта;
  3. 3.     истинное – обдуманное  и постепенное выполнение намерения покончить собой.

 

Особенности поведения:

  • постоянно происходят кратковременные конфликты (в семье, группе, школе);
  • демонстративное поведение (в нем есть признаки «игры на публику»);
  • стремление добиваться своей цели;
  • стремление обратить на себя внимание;
  • резкое повышение общего ритма жизни;
  • подражание сверстникам и родителям
  • употребление наркотических веществ и психотропных веществ;
  • употребление алкогольных напитков;
  • жестокое обращение с подростками;
  • непродуманные и не взвешенные поступки.

 

Чтобы не допустить:

  • установить заботливые взаимоотношения с ребенком;
  • быть внимательным слушателем;
  • быть искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивать о тревожащей ситуации;
  • вселять надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
  • помочь ребенку осознать его личностные ресурсы;
  • оказать поддержку ребенку в успешной реализации настоящего и помочь определить перспективу на будущее.

 

Уважаемые родители!

     Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, помогут найти выход из трудной ситуации.

 

ГДЕ ЕСТЬ НАСИЛИЕ, ТАМ НЕТ СЕМЬИ

На бытовой почве в области происходит каждое третье убийство и каждое четвертое умышленное причинение тяжкого телесного повреждения.

Преступления, совершаемые в ходе возникающих ссор и конфликтов, нередко по жестокости и тяжести их последствий во многом превосходят заранее планируемые, хорошо подготавливаемые преступные деяния.

Одной из причин возникновения конфликтных ситуаций в семье является то, что один или оба супруга злоупотребляют спиртными напитками.

По данным управления здравоохранения облисполкома, в 2010 году по сравнению с 2009 годом количество лиц, страдающих хроническим алкоголизмом и состоящих на учете в медицинских учреждениях, возросло на 2,4%, а за последние 10 лет – на 41,5%, и составило 28 728 человек.

Еще большую тревогу вызывает распространение пьянства и алкоголизма в молодежной среде. В республике большинство молодых людей приобщается к потреблению алкоголя в 13-16-летнем возрасте.

В массовом сознании и бытовой культуре населения, особенно молодежи, сформировался устойчивый социально-психологический стереотип, согласно которому потребление алкогольных напитков рассматривается как естественный, современный стандарт поведения.

В 2010 году в области 83 семейных конфликта, возникающих в пьяном угаре, закончились убийствами или покушениями на них, причинением телесных повреждений. В отношении семейных дебоширов возбуждено 315 уголовных дел за причинение легких телесных повреждений, повлекших кратковременное расстройство здоровья, за истязание или угрозу убийством.

Итогом любого семейного конфликта является негативное воздействие на детей.

Сообщить о подозрении или случае насилия над ребенком – обязанность каждого гражданина Республики Беларусь.

Домашнее насилие не должно быть частью Вашей жизни!

Любой человек может быть подвергнут насилию, но в семье чаще всего ему подвергаются женщины и дети.

Домашнее насилие – это физическое, сексуальное, эмоциональное, а также экономическое насилие, совершаемое интимным партнером или членом семьи.

Оскорбления, запугивания, угрозы, принудительные сексуальные отношения, экономическая зависимость являются частью насильственных взаимоотношений.

Культурные, социальные и этнические традиции не могут служить оправданием насилия!!!

Физическое насилие: убийства, избиения, пощечины, выкручивание рук, таскание за волосы…

Сексуальное насилие: непристойные сексуальные прикосновения, взгляды, разговоры, изнасилование, в том числе мужем, отказ использовать контрацептивные средства, беременность по принуждению…

Словесное и психологическое насилие: оскорбления, крики, грубость, нецензурная брань, пренебрежительное отношение, игнорирование мнения женщины, неоправданная ревность, вмешательство в личную жизнь, принуждение к вступлению в брак, доведение до самоубийства…

Экономическое насилие: запрещение на работу вне дома, отбирание денег или предоставление недостаточного количества денег для жизни, сокрытие доходов, уклонение от уплаты алиментов…

Где есть насилие – нет семьи! Насилие в семье – это правонарушение ничуть не менее серьезное, чем нападение на человека в темном переулке.

Помните!

— никакое насилие в отношении детей не может быть оправданным;

— дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха;

— в семье, где практикуется насилие, нет будущего.

Прямая линия по приему сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в семье: 8-0162-45-62-15, 8-017-220-45-26, 102.

Белорусское общество Красного Креста, Центр «Руки помощи»: 8-0162-42-86-52.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *