Отдел по образованию Пружанского райисполкома

 

Беларусь Библиотечная
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Яндекс.Метрика

Профилактика злоупотребления детьми в киберпространстве

Проблема насилия над детьми в киберпространстве становится актуальной для всех стран мира. Для нее не существует границ, и изображения пострадавших детей появляются в Европе, Америке, в бывших республиках Советского Союза.

Термин «киберпространство» был введен Уильямом Гибсоном, который впервые использовал его в 1984 году в романе «Neuromancer». В настоящее время под кибер-пространством понимается «виртуальная» совокупность информационных сетей: телефонные разговоры, чаты, другие онлайновые дискуссии, в целом вся компьютерная связь осуществляется в киберпространстве.

Сегодня для многих подростков общение в интернете стало важной частью их жизни. В этом виртуальном мире они вступают в такое же взаимодействие, как и в реальности, общаются со сверстниками, доверяют им свои секреты, ищут информацию и обмениваются ею. Более того, ребята вступа­ют в контакт с незнакомыми людьми, заводят новых друзей, узнают и вырабатывают системы ценностей, играют и просто «болтаются», становясь при этом очень уязвимыми. Соглас­но проведенным в некоторых странах опросам подростки в интернете чаще всего общаются:

с родственниками-44%;

с «виртуальными друзьями» — 22%;

с незнакомцами-33%.

Причем «виртуальные друзья» — это, как правило, тоже незнакомые люди, которым доверяют и общение с которыми носит регулярный характер. Следовательно, большая часть времени у ребят уходит на контакты с чужими людьми, поэтому виртуальный мир, как, впрочем, и реальный, может стать опасным. Специалисты выделяют четыре основных вида насилия в киберпространстве:

приставание, или «обхаживание», в сети (grooming),-вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлет­ворения;

насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор с целью вызвать страх и добиться подчинения (bulling);

демонстрация материалов, способных нанести психо­логический или физический вред ребенку;

производство, распространение и использование детской порнографии и материалов, изображающих сексу­альное насилие над детьми.

Груминг.

Киберпространство дает возможность устанавли­вать контакты с детьми без ведома взрослых, что часто бывает сложно сделать в реальном мире. Преступники, охотящиеся за детьми в киберпространстве, чаще всего устанавливают контакты с ними в чатах, при обмене мгно­венными сообщениями, по электронной почте или на фору­мах. Они стараются привлечь подростка вниманием, забо­той, добротой и даже подарками. Обычно они хорошо осве­домлены о музыкальных новинках и увлечениях современ­ной молодежи. Поэтому подростки часто обращаются к виртуальным друзьям за помощью в решении возникших проблем. Как правило, это дети, которые не находят понима­ния у своих близких, с трудом заводят друзей в школе, во дворе, поэтому ищут общения в сети. Именно такие дети чаще всего страдают от насилия как в реальной жизни, так и в виртуальном мире.

Схема действия преступников.

Взрослый может зайти в те места, где собираются подростки, включая чаты, форумы, онлайновый игры и т. д., и наблюдать за участниками и/или взаимодействовать с ними.

 

Он определяет потенциально уязвимых детей, которые кажутся одинокими, чем-то расстроенными, или тех, кто ищет помощи и поддержки. Злоумышленник выслушивает проблемы подростков и сочувствует им, завоевывает до­верие.

После установления контакта on line взрослый может начать убеждать ребенка или подростка перейти из публич­ного чата в более уединенное место. Если подросток согла­шается и продолжает общение, взрослый может приступить к более интенсивному процессу обхаживания. Он начинает постепенно втягивать подростка в обсуждение интимных вопросов, показывать материалы откровенно сексуального характера, пытаясь ослабить моральные запреты, сдержи­вающие молодых людей. Преступники постепенно оценива­ют возможность встречи с детьми в реальной жизни. Подоб­ная тактика в дальнейшем приводит к тому, что ребенок не противится получению таких материалов и может согласить­ся на встречу вне сети.

Выбранный в качестве жертвы ребенок может быть вовлечен в изготовление порнографии путем отправки своих фотографий или при помощи использования веб-камер. Впоследствии это дает преступнику дополнительное сре­дство для контроля над подростком, которому можно угро­жать разоблачением перед широкой аудиторией. Кроме этого, шантажу могут подвергаться родители подростка, особенно если это ребенок из обеспеченной семьи.

ОБХАЖИВАНИЕ — ДОСТАТОЧНО ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, И ОН МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕРВАН НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ, ЕСЛИ ЗЛОУМЫШЛЕННИК ПОЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН НЕ СМОЖЕТ ДОСТИЧЬ СВОЕЙ ЦЕЛИ.

Следующий вид насилия:

Буллинг (английское слово bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник). Этот вид насилия получил широкое распространение в среде подростков. Специалисты выделяют три основных вида буллинга:

физический — агрессия с физическим насилием;

поведенческий — жертву ставят в оскорбительные и унижающие достоинство обстоятельства, используя сплет­ни, бойкот, вымогательство, шантаж;

словесный — унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков, кличек и т. д.

Новейшее «достижение» в этой области — так называе­мый кибербуллинг, осуществляемый с помощью электро­нных средств коммуникации.

Преследование в киберпространстве намеченного подростка может осуществляться путем передачи теле­фонных текстовых сообщений, изображений, посланий по электронной почте, а также через онлайновые дискус­сионные группы по интересам и личные веб-страницы.

Специфика виртуального пространства способствует вовлечению подростков в преследование сверстников. Для этого создаются сайты, посвященные учащимся, по тем или иным причинам ставшим «изгоями», им посылают аноним­ные оскорбительные и угрожающие сообщения, размещают в интернете компрометирующие фотографии, распускают неприличные слухи, сопровождаемые необоснованными уничижительными комментариями. Иногда наоборот — от имени того или иного подростка рас­сылаются оскорбительные сообщения в адрес других све­рстников, зачастую сопровождаемые фотографиями.

Последствия насилия такого рода могут быть крайне разрушительными, поскольку:

 

у подростков также могут начаться трудности межлич­ностного общения, а также может возникнуть ощущение, что им некуда скрыться;

они боятся того, что за их унижением может наблюдать большая аудитория в киберпространстве;

жертвы буллинга впоследствии сами начинают пресле­довать других.

К сожалению, многие подростки не сообщают о пресле­довании, поскольку, во-первых, не верят, что взрослые способны понять их и помочь; во-вторых, боятся пос­ледующих еще больших издевательств; в-третьих, опаса­ются, что им запретят пользоваться компьютером.

Следующий вид насилия — демонстрация матери­алов, которые могут нанести психологический или физический вред ребенку.

Распространение интернета увеличивает вероятность того, что дети и подростки могут получить доступ к материа­лам, не соответствующим их возрасту и способным причи­нить вред. Подростки  рассказывали, что получают информацию и приглаше­ния в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктив­ные секты, принять участие в нетрадиционных формах секса. В последнее время появилась новая опасность в виде так называемых «цифровых наркотиков».

Конечно, наибольшее распространение имеет продук­ция сексуального характера. Чаще всего подростки случайно наталкиваются на порнографические изображения, но кто-то получает эти изображения от потенциальных преступников, а кто-то сознательно выходит на порносайты. Независимо от способа получения ребенком материалов, не соответствую­щих его возрасту, ему причиняется вред. У большинства детей и подростков откровенные сексуальные материалы вызывают беспокойство и тревогу, но для части ребят про­смотр порнографии в дальнейшем становится стимулом к участию в изготовлении порноснимков. В последнее время все чаще звучат утверждения, что детская порнография в интернете приобретает угрожающие масштабы.

Производство, распространение и использование детской порнографии или материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми, является одним из видов насилия над детьми в киберпространстве. По данным ООН и ЮНИСЕФ:

в интернете постоянно действуют 750 тысяч педо­филов;

ежедневно в сети появляется свыше 200 новых детских порноизображений;

в сети существует свыше 4 млн. порносайтов с изобра­жением детей, причем число их постоянно растет.

Детская порнография — один из самых доходных видов криминального бизнеса. Причем распространение пор­нографических материалов представляет собой только верхушку айсберга, в основе которого — сексуальное наси­лие, торговля детьми с целью сексуальной эксплуатации.

Новейшие технологии, в т. ч. цифровые камеры, делают производство порнографии легче и дешевле, одновременно снижая риск обнаружения. Расширяются возможности вос­произведения, хранения и распространения: оцифрованные изображения не стареют и не теряют качества при копирова­нии. Кроме того, стало возможным объединить два изобра­жения в одно или исказить их для получения нового изобра­жения, т. е. трансформация. В результате непорнографичес­кие изображения детей можно превратить в порнографичес­кие, создать изображения виртуальных детей.

Существует еще один способ создания детской порног­рафии, когда дети и подростки с помощью веб-камер, цифро­вых и телефонных камер изготавливают порнографические изображения самих себя, своих друзей и ровесников, а затем передают их в виртуальное пространство. Это происходит под давлением сверстников или по просьбе посторонних людей. Миниатюрные камеры позволяют изготавливать фото- и видеоизображения без ведома объекта съемки.

Детская порнография может изготавливаться вне сети, а затем циркулировать в киберпространстве. Или же произ­водиться путем съемки сексуального насилия над ребенком в реальном времени перед живой онлайновой аудиторией с помощью веб-камер.

 

Риск столкнуться с любой формой кибернасилия существует для детей и подростков из всех социальных слоев, неважно, пользуются ребята интернетом или нет. Те, у кого пока нет доступа к интернету, могут стать жертвами преступников, изготавливающих детскую порнографию, или же подвергнуться преследованиям и запугиванию при помо­щи мобильной связи.

Важно, что жертвами насилия в киберпространстве чаще всего становятся дети, страдающие от жестокого обращения в реальной жизни.

Дети, пострадавшие от насилия в киберпространстве, это, как правило:

находящиеся в социально или экономически трудном положении, (дети из малообеспеченных семей и семей группы риска);

жертвы сексуального насилия и эксплуатации (вовле­ченные в занятия проституцией, пострадавшие от траффикинга и/или сексуального насилия);

обладающие низкой самооценкой;

обделенные любовью и теплом родных и близких;

воспитанники детских домов, интернатов, приютов.

Однако в последнее время приходится слышать о случаях, когда в изготовление порно вовлекаются дети из обеспеченных и внешне благополучных семей, считающие, что участие в порносъемках модно и «круто». К сожалению, подобная «мода» приводит к тому, что подростки сами гото­вы изготавливать свои «эротические», как они говорят, фотографии и размещать их на своих сайтах или высылать виртуальным друзьям.

Запись сцен насилия в отношении ребенка дает насильнику власть и контроль. Она оказывает глубокое влияние на ребенка, которое нельзя недооценивать. Она вызывает страх, который затем дает возможность эксплуатировать ребенка многими иными способами. Часто изображение насилия в отношении одного ребенка используются для того, чтобы сломить сопротивле­ние другого ребенка, которого «обхаживают», чтобы в даль­нейшем подвергнуть насилию.

Во  всех  странах  за  производство  и  распространение  детской  порнографии предусмотрена  уголовная  ответственность.  В  Республике  Беларусь  в  Уголовный кодекс в ноябре 2008 года были внесены изменения. В соответствии с изменениями, максимальный  срок  наказания  за  этот  вид  преступления  предусматривает 13  лет лишения свободы (см. Приложение 1, Статьи 343, 3431 УК Республики Беларусь). Ответственность  наступает  с 16  лет.

Как в реальном мире, в киберпрост­ранстве должна быть создана система защиты детей. Новым и эффективным механизмом пресечения насилия в кибер­пространстве может и должно стать формирование инфор­мационной культуры у подростков, обучение их прави­лам безопасности в киберпространстве. Необходимо также создавать и внедрять обучающие программы для взрослых, включая специалис­тов.

С 2006 года представители общественного объеди­нения «Дети — не для насилия» реализуют авторскую про­грамму «Детям — безопасное киберпространство». Вся работа проводится в тесном сотрудничестве с Управлением по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД РБ (Управление «К»). Сегодня эта организация единственная в республике работает по профилактике данной проблемы.

Работа по предупреждению насилия над детьми в киберпространстве требует согласованных совместных усилий со стороны как государственных, так и общественных структур.

 

 

Советы взрослым по обеспечению безопасности детей:

 

  • Помните, что запрет на пользование компьютером не даст желаемых результатов.
  • Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие проблемы.
  • Расспросите ребенка о его «виртуальных друзьях», поинтересуйтесь, для чего он использует Интернет.
  • Объясните ребенку, что не следует высылать виртуальным знакомым свои фотографии и личную информацию.
  • Попросите ребенка рассказывать Вам о любых неприятных ситуациях, связанных с общением в Интернете. Убедите его в том, что Вы не будете сердиться, чтобы не случилось.
  • Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи.
  • Составьте правила безопасного поведения в Интернете, напишите их на бумаге и прикрепите возле компьютера.

 

 

Помните, что вред, причиняемый детям и подросткам в виртуальной среде или посредством ее, представляет собой акты реального насилия и имеет последствия в реальном мире.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *