Признаки и особенности неуспевающих учащихся. Предупреждение неуспеваемости
В настоящее время сложились противоречия между потребностью общества в глубоко образованных, с крепкими профессиональными знаниями, умениями и навыками людях и низким уровнем качества знаний у учащихся.
Проблема: Как предотвратить низкое качество знаний и неуспеваемость у учащихся?
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения — цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, полугодия, семестра, курса.
Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
Первым и важным звеном в работе данной системы является определение категории, к которой относится не успевающий учащийся с целью вскрытия причин неуспеваемости.
I категория | II категория
|
III категория
|
|
Глубокое и общее отставание | Частичная, но устойчивая неуспеваемость | Эпизодическая неуспеваемость | |
причины | Низкий уровень предшествующей подготовки учащегося
Плохие бытовые условия Затяжная болезнь Отсутствие заботы родителей Лень, недисциплинированность учащегося Слабее умственное развитие |
Недоработка в школе
Недостаточный интерес учащегося к изучаемым предметам Слабая воля к преодолению трудностей |
Недостатки преподавания
Непрочность знаний Слабый текущий контроль Невнимательность на уроках Нерегулярное выполнение домашних заданий |
Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся
- Учащийся не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Учащийся не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения преподавателя.
- Учащийся не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда преподаватель рекомендует литературу для чтения.
- Учащийся не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения преподавателя в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
- Учащийся не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
- Учащийся не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
- Учащийся не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об учащемся, а те, которые сигнализируют о том, на какого учащегося и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся
— наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
— вопросы преподавателя и его требования сформулировать то или иное положение;
— обучающие самостоятельные работы в группе. При проведении самостоятельных работ преподаватель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, высушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные принципы неуспеваемости учащихся
- Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
- Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что учащийся не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.
- Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих учащемуся проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного обучения.
Причины неуспеваемости
Внутренние по отношению к учащемуся
Недостатки биологического развития:
а) дефекты органов чувств;
б) соматическая ослабленность;
в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;
г) психологические отклонения.
Недостатки психического развития личности:
а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;
б) слабое развитие воли;
в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
Недостатки воспитанности личности:
а) недостатки в развитии моральных качеств личности;
б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;
в) недостатки трудной воспитанности.
Внешние по отношению к учащемуся
Недостатки образования личности:
а) пробелы в знаниях и специальных умениях;
б) пробелы в навыках учебного труда.
Недостатки опыта влияния колледжа:
а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).
Недостатки влияния внешней среды:
а) недостатки влияний семьи;
б) недостатки влияний сверстников;
в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения
отставания и неуспеваемости
1-ая группа. Посредством содержания (содержательные).
- Особый подход к совещанию учебного материала, характер его преподнесения:
а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);
б) аналитический (разъяснительный критически, логический, проблемный);
в) деловой;
г) необычный.
- Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность (простота, доступность);
в) новизна, познавательность материала;
г) историзм, современные достижения науки;
д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
- Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами.
- Показ значимости знаний, умений:
а) общественной;
б) личностной.
- Межпредметные связи.
2-ая группа. Посредством организации деятельности (организационные).
- Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.
- Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые, свернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
- Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий).
- Сознание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой).
- Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
- Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
- Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.
3-я группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические)
- Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
- Проявление личного отношения учителя к учащемуся, классу, высказывание собственного мнения.
- Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям.
- Организация дружеский взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
- Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).
- Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
- Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
- Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос учащегося, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
- Различные формы взаимопомощи.
- Дополнительные занятия с учащимся.
Меры предупреждения неуспеваемости учащихся
- Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
- Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
- Индивидуальный подход к учащемуся.
- Специальная система домашних заданий.
- Усиление работы с родителями.
- Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности учащегося за учение.