Инклюзивное образование в УО

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды и дети с ОПФР в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Главное в инклюзивном образовании «особого» ребенка   — получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Тоесть, говоря другими словами, инклюзивное образование  — это образование детей с «особенностями» в условиях обычной общеобразовательной школы.

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ОПФР в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования — успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время уже издано достаточно много законопроектов, касающихся организации инклюзивного образования в массовых школах, созданы требования по организации данного образования и созданию специальных условий для обучения ребенка с ОПФР в обычной общеобразовательной школе.

В процессе введения такого образования, стало возникать множество проблем, в том числе и социальных. Но, если  проблемы создания нормативно-правовой базы, специальных условий, проблемы финансирования, активно обсуждаются, то о социальных проблемах практически ничего не сказано, а их  достаточно много и связаны они в первую очередь с нашим отношением к людям с ограниченными возможностями , нашим отношением к обучению таких детей в массовой школе.

Проблемы социального характера будут являться одной из основных.  Вводя в образовательном учреждении инклюзивное образование, стоит задуматься – готовы ли педагоги, обучающиеся и их родители принять в классе особенного ребенка? Поэтому наравне с решением материально-технических и прочих проблем стоит отдельно уделить внимание проблеме формирования инклюзивной культуры в образовательном учреждении.

Под формированием инклюзивной культуры нужно понимать построение такого школьного сообщества, в котором каждый чувствует, что ему в школе рады, относятся доброжелательно. Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех аспектах школьной жизни.

Различия между учениками – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между учениками поддерживается. Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия учеников с разным происхождением, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Ученики с ОПФР принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.

Для этого, прежде всего необходимо принятие всеми участниками образовательного процесса основных принципов инклюзии:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждается в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижения прогресса, скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Добавить комментарий