Осторожно: настроение в опасности — вами манипулируют!
Все мы смотрим телевизор или читаем газеты, слушаем радио или путешествуем в Сети. Та информация, которую мы в результате получаем, не может не влиять на наше настроение. И сколько бы мы не говорили и не думали о своей собственной независимости в суждениях по тому или иному поводу, все мы подвержены манипуляциям и пропаганде. Понимание того, что вами могут манипулировать, уже нередко служит хорошей защитой.
Самые распространенные способы манипулирования и пропаганды:
1 – эмоциональный. Он чаще всего используется на ТВ и состоит в том, чтобы пробудить сильные эмоции зрителя или читателя, тем самым, заблокировав его способность к критическому мышлению. Например, если нужно создать картинку страха и тревоги простых граждан, то из десятка отснятых интервью с горожанами в эфир попадут только те, которые несут эмоцию страха. А у страха, как известно, глаза велики. К этому же способу манипуляций можно отнести и эмоциональное интонирование. Этим приёмом часто пользуются на радио, ведь эмоции можно передать не только голосом, но и построением фразы, стилистическим ударением и так далее.
2 – анонимный авторитет. Если вы читаете в статье или слышите с экрана фразу «Специалисты считают…» или «Ученые доказали…» без указания того, кто именно из специалистов или какие конкретно ученые это доказали, будьте уверены – это манипуляция. Когда речь идет о реальном экспертном мнении, то имя эксперта или название института, работающего по данной проблеме, указывается полностью. И вы, если захотите, можете информацию проверить. В той же Сети. Но и в этом случае неплохо иметь в виду, что любой эксперт – не Бог и может ошибаться, как и все люди. 3 — ещё один, часто применяемый способ манипулирования – «красивая картинка». Он одновременно служит и отвлекающим от насущных проблем маневром и инструментом продаж. Активно используется рекламщиками и вообще «продавцами счастья» – гламура, статусности и прочих вещей, которые мы все дружно должны захотеть. Сюда относим аппетитно снятые и хорошо отфотошопленные или иным хитрым способом обработанные продукты питания, глянцевые до целлулоидного вида фигуры звезд, рассказы о роскошной жизни богатых людей – все это имеет конкретную цель – пробудить аппетит, гастрономический или покупательский. Ну, и, разумеется, авторы манипуляций играют на чувстве зависти.
Как защитить себя от потока манипуляций и пропаганды?
1 – неплохо любую информацию, как говорится, «делить на двести».
2 — если эта информация важна для вас по какой-то причине, её надо перепроверять в других источниках.
3- если речь идет о рекламе продуктов питания, которые у вас, хорошо поужинавшего, вызывают сильный приступ голода, достаточно просто отвлечься от созерцания аппетитной картинки и выпить пару глотков воды.
О манипуляциях рекламщиков есть много отдельных статей.
Вообще, «делить на двести» и перепроверять неплохо даже ту информацию, которую вы получили не из СМИ – для более достоверного результата. Ведь очень часто страдает в первую очередь здоровье. Одним словом — будьте менее доверчивы, сохраняйте здравый смысл и хорошего вам настроения!