Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» — не оправдать ожидания взрослых, общаться с учителем и одноклассниками, отвечать у доски и тому подобное. Даже любознательные и активные в детском саду малыши нередко в школе не проявляют интереса к учебной деятельности.
Как заинтересовать детей учебой в школе и настроить на уверенное и успешное вхождение в новый жизненный этап?
Современная школа базируется, прежде всего, на учителе-профессионале, а уже потом — на различных технических новациях, евроремонтах и тому подобное. Если бы мы могли поставить вопрос, что важнее для ребенка — профессиональное знание учителем предметов или его любовь к детям, ответ был бы, пожалуй, довольно неожиданным. Для ребенка в начале обучения решающее значение имеет любовь учителя, а не знание им предмета. Разумеется, мы не говорим о том, что учитель в начальной школе должен быть невеждой. Конечно, важно, чтобы любовь и его вера в ребенка были связаны с глубоким профессиональным знанием предметов. Это и будет идеальный педагог для вашего ребенка.
С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает новая социальная позиция-ученик, то есть непосредственный участник одной из форм общезначимой деятельности-учебной, требующей большого напряжения сил. К ребенку в этот период выдвигаются новые требования, у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми, которые также требуют определенных моральных усилий и опыта.
Поступая в школу, большинство первоклассников проявляют искреннее желание учиться. Сначала его привлекают внешние моменты школьной жизни: школьная сумка, новые тетради, яркие учебники, сама школа, друзья. Необходимо обеспечить его безболезненное принятие нового вида деятельности.
Психологическая готовность ребенка к школе характеризует его способность усваивать учебный материал в условиях урока. Низкая психологическая готовность ребенка к обучению выражается в том, что он недостаточно эффективно может управлять на уроке своим поведением и познавательными процессами для успешного освоения учебного материала.
6-7 летний возраст-это переломный этап в развитии ребенка, когда происходит, существенная перестройка всех физиологических функций. В этом возрасте проявляются новые возможности в активности головного мозга. В этот период резко увеличиваются ресурсы детского организма, интенсивно развиваются все системы организма-сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, эндокринная и др. С началом обучения у ребенка меняется привычный образ жизни, установленный режим дня, появляется много новых обязанностей, расширяется круг общения все эти факторы, безусловно, влияют на физическое и эмоциональное состояние маленького школьника.
Большинство дошкольников посещали подготовительные занятия. Родители часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами учителей, проводящих эти занятия. Но опыт показывает, что ни одно учебное заведение не сможет заменить семейное воспитание. Если в семье занятиями ребенка не интересуются, не поощряют его к тщательности, он начинает относиться к учебе небрежно, не стремится исправлять ошибки, невнимательность родителей глубоко оскорбляет его, он замыкается в себе, перестает стараться.
С началом школьной жизни меняется дневной график, к которому ребенок привык в детском саду. Возрастает нагрузка, увеличивается утомляемость, что может привести к апатии, безразличному отношению к учебе или, наоборот, к чрезмерной возбудимости, раздражительности. Поэтому родителям нужно с самого начала организовать оптимальный режим дня: равномерно распределять время для учебы, отдыха. Пока не пройдет период адаптации, не стоит сразу загружать ребенка различными кружками или секционными занятиями, лишать общения с друзьями или иных вещей, к которым он привык, обязательно отводить максимум времени для прогулок на свежем воздухе. Но в его жизни появились новые обязанности, которые следует выполнять.
Следует учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма. В это время происходит его перестройка, увеличивается физическая сила и выносливость, но нагрузка должна быть умеренной и соответствовать возможностям организма. Следует избегать однообразной деятельности, сочетать различные виды учебного процесса (письмо, чтение, математические расчеты), тренировать психические процессы память, внимание, воображение. Усвоение нового материала не должно продолжаться слишком долго и должно заканчиваться двигательными упражнениями — гимнастикой для глаз, разминкой для рук, особенно важна гимнастика для спины. Несложные физические упражнения помогут ребенку улучшить самочувствие, расслабиться, снять напряжение.
Таким образом, усилия учителей, воспитателей, родителей должны быть направлены на развитие педагогической, интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Если ребенок пришел в первый класс подготовленным, если он чувствует поддержку и позитив со стороны родителей, если видит в учителях мудрых и добрых наставников, если ему удастся найти общий язык со сверстниками, то обучение будет даваться ему довольно легко.