Готовность к школе охватывает в себя два компонента: интеллектуальная готовность и психологическая.
- интеллектуальная готовность
Это конкретные предметные умения: умение читать, писать, считать, эрудиция и т.п.
Однако многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Объясню, что это такое.
- психологическая готовность
К школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). В первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие — у них возникают конфликтные отношения с учителем.
Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
- мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
- определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
- определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
- хорошее развитие фонематического слуха;
- элементарная самостоятельность в организации учебного пространства;
- понимание понятия «субординация» (без введения термина);
- развитие элементарных коммуникативных навыков.