Современные составные картинки представляют собой многообразные вариации игры — головоломки, суть которой состоит в том, чтобы из отдельных кусочков собрать целое изображение. Прежде чем начать сборку, ребенок должен представить, что он собирает, иными словами, у него должен возникнуть образ, который будет направлять его действия. И ребенку необходимо мысленно удерживать этот образ, узнавая в отдельных частях целое. При этом он должен соотносить кусочки между собой и со всей картинкой, т.е. находить для каждого кусочка свое, единственно верное место. Иначе картинка не получится. Всё это, безусловно, требует от маленького ребенка серьезной работы мысли, внимания и сосредоточенности. Такое мышление в психологии носит название «наглядно-образное», поскольку ребенок мысленно оперирует образами, опираясь при этом на наглядный материал.
Пазлы очень разнообразны и по сложности, и по способу действия. Наиболее простыми являются пазлы, на каждом кусочке которых изображён отдельный, узнаваемый ребёнком образ (рыбка, облако, мальчик на самолетике).
В более трудных случаях картинка разрезана на большое количество частей (в своем полном варианте она обычно помещается крышке на коробки). Часто детали на первый взгляд почти не различимы меж собой. Поэтому практически невозможно найти место для каждого кусочка, ориентируясь исключительно по рисунку или цветовой гамме (таковы, например, пазлы с изображением моря или неба). Здесь поможет умение ориентироваться на форму.
Собирание пазлов позволяет снять излишнее возбуждение, поэтому его хорошо использовать как расслабляющее и успокаивающее средство в работе с чрезмерно подвижными или просто перевозбужденными детьми, а также с детьми беспокойными, излишне тревожными. Но важно отметить, что для того чтобы пазлы действительно имели для детей развивающее значение, необходимо участие взрослого. Ведь любую игрушку ребенку преподносит взрослый, именно он раскрывает ее суть и все возможные способы игры с ней. Ребенок, который остается один на один с коробкой пазлов, скорее всего, сведет игру к механическому подбору деталей картинки.
Развивающая задача этой игры заключается в формировании образов и представлений ребенка. Задача взрослого — помочь ребенку удержать в сознании собираемый образ. Чтобы пазлы способствовали развитию мышления, взрослый должен акцентировать внимание на сюжете картинки, т.е. именно на том, что собирает ребенок, а не на рамке или форме кусочков. С маленькими детьми можно придумывать рассказы и сказки по картинкам, которые рассказываются по мере их составления. Такие рассуждения помогут ребенку не застревать на деталях, а включать их в целостную картинку.
Собирание пазла, полезно, потому что:
- хорошо развивает глазомер;
- вырабатывает наблюдательность;
- приучает не разбрасывать свои вещи (ведь для составления картинки требуются все детали);
- игра неагрессивна;
- отлично развивает моторику рук, что так важно для общего развития дошкольника;
- способствует развитию образного мышления;
- у ребенка постепенно развиваются терпение, способность подолгу концентрироваться на одном занятии;
- позволяет вовремя родителям заметить трудности у ребенка: например, он плохо ориентируется в цветах, не умеет различать размеры, формы и т. д.;
- некоторым детям эта игра (особенно, если она новая) очень помогает во время болезни. Она удивительным образом расслабляет, отвлекает внимание от саднящего горла или кашля;
- и конечно, для родителей особую ценность пазлы представляют в те минуты, когда много работы или хочется, чтобы в доме было спокойно.