Пока дети маленькие, родители лишь умиляются тому, как забавно они коверкают слова. Но чем ближе к школе, тем внимательнее взрослые прислушиваются к детской речи.
Детям с дефектами сложнее учиться
Чаще всего дошкольники не умеют произносить тот или иной звук, заменяют звуки, искажают их. Причины могут быть самыми разными – хронические пневмонии, тонзиллит, аденоиды, отсутствие положительного эмоционального окружения. Логопеды считают: к 4-5 годам ребёнок должен чётко произносить все звуки. Если он этого не умеет, без помощи специалиста не обойтись.
Дети с дефектами дикции хуже учатся в школе. Начиная осознавать свой недостаток, они становятся нерешительными, застенчивыми. Например, ребёнок нечётко произносит «л» и «р», группу звуков «с-з-ц» — ему будет трудно читать и писать. Если малыш смешивает или заменяет звуки (говорит «На берёзе распустились бочки» вместо «почки» или «Маса посла в сколу» вместо «Маша», «пошла» и «школу»), это может быть сигналом о недоразвитии участков мозга, отвечающих за речь.
Нормально, если:
к 1 году малыш начинает отчётливо произносить первые слова;
к 2 годам – умеет формировать фразы из 2-3 слов;
к 3 годам – фразы усложняются, словарный запас составляет около 1.500 слов, возможны замены или перестановки звуков и слогов в длинных словах;
к 5 годам – ребёнок знает до 3.000 слов;
к 7 годам – он правильно произносит все звуки, имеет достаточный словарь.
Заикание легче предупредить
Чаще других заикаются дети с повышенной возбудимостью, леворукостью, моторной неловкостью. Но даже здорового ребёнка в период формирования речи (от 2 до 5 лет) нельзя перегружать информацией: не записывайте детей в пять кружков и не требуйте читать «Евгения Онегина». Если ребёнок устанет, будет нервничать, то и до заикания недалеко. Часто оно возникает после испуга или при длительной психотравмирующей ситуации, после инфекционных болезней. Покажите ребёнка невропатологу, а затем логопеду. Однако заикание легче предупредить, чем лечить.