КАК ПОВЫСИТЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ У ДЕТЕЙ

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Как и взрослые, дети стараются защититься от маленьких и больших сложных или неприятных событий, когда они случаются в их жизни. К первым можно отнести незначительную ссору, легкие усталость или заболевание, посещение незнакомых мест или людей (например, врачей). Пример вторых — переезд в другую часть страны или за границу, конфликты в семье или развод родителей, тяжелая болезнь кого-то из близких или самого ребенка, смерть члена семьи.

Стресс — самая естественная защитная реакция человека — помогает собраться с силами и выдержать неприятности, но у такого душевного и физического напряжения есть и последствия: дети могут некоторое время ощущать слабость, быть тревожными, капризными и легко расстраиваться, хуже есть, спать и меньше радоваться тому, от чего раньше получали удовольствие.

А хронический стресс, который бывает от слишком болезненных или длительных неприятностей, приводит к тому, что силы и ресурсы ребенка заканчиваются, и он рискует серьезно заболеть или начать вести себя проблемно. Например, агрессивно, демонстративно или, наоборот, замкнуто, отчужденно. Почти каждый из нас встречал детей, которые «кричат» о своих внутренних конфликтах и напряжении, но не языком слов, а языком обмана, воровства, правонарушений и т.п.

Помочь ребенку полностью справиться с небольшим стрессом и легче переносить хронический могут взрослые, если научат его способам уменьшать напряжение, то есть расслабляться. Вот несколько из них.

  1. Говорить о своих чувствах и мыслях

    Поощряйте детей не держать проблемы и напряжение внутри, а рассказывать о них при помощи слов. Тогда у ребенка не возникнет необходимости «сообщать» о стрессе через телесные симптомы (например, тики, навязчивые действия и др.), болезнь или вызывающее опасения поведение.

О сложных вещах легче рассказывать человеку, которому можно доверять и не бояться осуждения. Поэтому постарайтесь не оценивать, а просто понять ребенка и его переживания и только затем предложить свою посильную помощь.

  1. Дышать

Дыхание — один из мощных механизмов саморегуляции нашего организма. Даже маленькие дети могут сосредоточиться на своем дыхании до нескольких минут, сидя в удобной позе на стуле или лежа с закрытыми глазами и вслушиваясь в свой вдох и выдох. Таким образом ребенок отвлекается от проблем и восстанавливает ресурсы тела. В дополнение к этому можно использовать релаксационную музыку или медитацию. Ежедневная практика осознанного дыхания принесет ребенку устойчивый результат: сохранение спокойствия даже в трудных ситуациях.

  1. Визуализировать

Почувствовать себя спокойнее и счастливее легче, если ярко и наглядно представить себе место, где вам хорошо. Попросите ребенка закрыть глаза и описать это место: что он там видит, слышит, чувствует кожей, чем там пахнет. Лучше всего делать это в тихом помещении, где ему будет удобнее расслабиться и погрузиться в приятные ощущения.

  1. Проводить время на природе

Солнце естественным образом повышает настроение благодаря витамину D, а свежий воздух, шелест деревьев, плеск воды и щебет птиц помогают укрепить эмоциональное здоровье и стрессоустойчивость. Независимо от того, находитесь ли вы в лесу, в парке или у водоема, попросите детей сосредоточиться на том, что их окружает: аромате цветов, звуках вокруг. А затем вместе сравните ваши впечатления.

Если же в силу сложных обстоятельств или предрасположенности ребенок обладает низким уровнем стрессоустойчивости, то дополнить эти способы и помочь ребенку научиться регулировать свое состояние можно при поддержке психолога.

  1. Учите ребенка осознавать собственные эмоции. Когда мы не понимаем, что с нами происходит, то испытываем еще большую тревогу и напряжение. Рефлексия помогает эту тревогу снять. Когда заметно, что с ребенком что-то происходит, нужно помочь ему понять, что именно — он напуган, расстроен, зол, обижен, раздражен, или наоборот, настолько обрадован, что даже растерялся? Эмоций и их оттенков – огромное множество, и все их нужно различать и осознавать. Когда в стрессовой ситуации ребенок осознает, что испугался, ему уже будет намного проще справиться с ситуацией.
  2. Учите ребенка брать на себя ответственность за принятое решение. Да, принимать решение бывает страшно, но если знаешь причины, по которым оно принято, тревога становится меньше. Ты понимаешь, зачем и почему ты так сделал.
  3. Учите ребенка отдыхать и расслабляться. Относитесь с вниманием к просьбам ребенка передохнуть, он не робот и не может учиться нон-стопом, даже если вы в его возрасте выдерживали и более серьезные нагрузки. Все люди индивидуальны, и ресурсы у всех разные. Позволяйте чаду ничего не делать и самостоятельно решать, как именно ему отдыхать – читать книжку, валяться на диване или играть в компьютерную игру. Ребенок лучше знает, что ему нужно для перезагрузки, просто помогите ему это понять.
  4. Вводите ритуалы. Ритуал – это твердая земля под ногами. Когда ребенок знает, что мама обнимет перед сном и почитает книжку, ему гораздо спокойнее. Такие порядки важны в любом возрасте, позвольте ребенку самому определить, что для него нужно и важно, уважайте это решение и старайтесь помогать в выполнении таких ритуалов.
  5. Следите за физиологическим здоровьем ребенка. Стрессоустойчивость – это про здоровье, ведь только у здорового человека есть ресурсы справляться со стрессом. Голод, недостаток сна, шум, жажда, кислородное голодание, состояние болезни – все это напрямую влияет на способность организма противостоять стрессу, и, конечно, не в пользу организма. Ни о какой стрессоустойчивости не идет речь, когда ребенок голоден, хочет спать, ему холодно или горло болит.

Как помочь ребенку в стрессовой ситуации

Что делать, если стрессовая ситуация уже произошла? Главное правило — принимать ребенка и его чувства. Проживать любую травмирующую ситуацию всегда помогают техники арт-терапии: рисование, работа с кинетическим песком, лепка, музыка, работа с голосом. Предложите ребенку нарисовать себя и свои переживания, а затем изменить что-то в рисунке так, чтобы он стал ресурсным – например, если ребенок нарисовал себя под дождем, можно предложить ему что-то дорисовать, чтобы ему стало комфортно, например, зонт, крышу, дождевик.

Важно учить ребенка осознавать свои чувства. Для этого здорово подойдет следующее упражнение: нарисуйте большое облако и предложите ребенку заполнить его ситуациями, в которых он чувствует себя плохо, и описать их. Главное — проговорить и обозначить чувства.

И запомните: ребенок во всем старается подражать своим родителям и невольно повторяет их опыт, включая опыт ошибок. Чтобы помочь ребенку, всегда нужно сначала помочь себе. Работайте над собой. Учитесь принимать своего ребенка настоящим, учитесь не создавать стрессовых ситуаций дома, чтобы семья всегда была для него укрытием и убежищем, безопасной зоной, своеобразным ресурсом для развития, в том числе и развития стрессоустойчивости, которая в современном мире очень необходима.

 

Добавить комментарий