Неуспеваемость младших школьников может быть вызвана рядом причин: недостаточным объемом словаря детей; низким уровнем развития устной речи. Эти причины вызывают специфические нарушения на письме. Среди нарушений устной речи преобладают различные дефекты звукопроизношения (дислексия и дизартрия). Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфия и дислексия.
ДИСГРАФИЯ— это стойкое нарушение письма, проявляющееся в:
— пропусках, перестановках или замене букв и слогов в словах;
— нарушении структуры предложений (слитное написание слов в предложении; несоблюдение границ предложения).
Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а впоследствии — в усвоении грамматики родного языка. Ошибки, на первый взгляд нелепые, не всегда являются результатом невнимательности учеников. Как правило, в их основе лежат более глубокие причины.
Первая причина— несформированность фонематического слуха. Дети не различают фонем (звуков) родного языка. На письме это выражается в замене букв: «трупочка» (трубочка), «корький» (горький), «шушки» (сушки), «черемука»черёмуха). Некоторые ученики не могут поставить ударение в слове, отсюда появляются ошибки даже тогда, когда дети знают правила и могут подобрать проверочные слова.
Могут возникать ошибки, связанные с искажением или упрощением структуры слова: здоровье — «дрове», девочка — «девча». Возникают ошибки и по перестановке букв в слове: чулан — «чунал», ковром — «корвом».
Вторая причина— нарушение зрительного восприятия детей. Это так называемые оптические ошибки. Дети путают на письме д — б, о — а, и — у, т — п и некоторые другие буквы, причем как прописные, так и заглавные.
Третья причина— отставание в общеречевом развитии, когда из-за ошибочно сложившегося произношения словосочетаний, согласуемых в роде, падеже и числе возникают ошибки. На письме это выражается в виде неправильного согласования различных частей речи. Учащиеся не могут согласовать прилагательные с существительными, существительные с числительными и так далее. Например, «у меня нет красных платья», «шесть белый грибов».
Бывает, что дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения и поэтому не могут на письме правильно обозначить его границу. Как следствие — не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в его начале. Бедность словарного запаса, неумение выразить мысль в виде развернутого предложения приводят к тому, что у детей на более поздних этапах возникают проблемы с письменной связной речью (изложения и сочинения).
ДИСЛЕКСИЯ — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения и письма.
Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения. Эти ошибки носят стойкий специфический характер.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Кроме того дети с трудом воспринимают на слух и используют в речи определенные звуки, не различают близкие звуки: «Б-П», «Д-Т», «К-Г», «С-З», «Ж-Ш». Поэтому ученики с данными трудностями очень неохотно выполняют такие задания по русскому языку как пересказ, чтение, изложение. Все эти виды работ даются им с трудом.
Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Чтобы понять механизм развития дислексии, следует начать издалека. Известно, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха: физический, музыкальный, речевой. Первый позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля… Благодаря второму мы можем наслаждаться музыкой. При этом можно обладать одновременно хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Третий вид слуха (речевой) позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха мы не различаем схожие созвучия, искаженно воспринимаем обращённую к себе речь.
Если у ребенка нарушен речевой слух, то ему очень трудно научиться читать и писать. Овладение письмом также затруднено. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом — сложная педагогическая проблема. Так как искажение одного — двух звуков меняет смысл слова.
Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.
У детей могут быть специфические нарушения, затрудняющие запоминание целостного образа буквы, что мешает при чтении и письме:
- нарушения зрительного восприятия;
- неточность представлений о форме, величине, цвете;
- недоразвитие зрительной и слуховой памяти, пространственного восприятия и представлений;
- трудности оптического и оптико-пространственного анализа, позволяющего находить сходство и различие в зрительных образах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения;
- слабость и неточность тонких движений руки.
Таким образом, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы, иначе он не сможет успешно овладеть чтением и письмом.
Еще раз хочется отметить, что нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия) сложны по своей структуре и в их симптоматике могут наблюдаться:
-нарушения устной речи;
-недоразвитие фонетико – фонематических и лексико – грамматических компонентов;
-оптико-просранственная организация деятельности письма;
-рассогласование в работе слухового, зрительного анализаторов и артикуляции;
-отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Поэтому, без специально организованной, систематической помощи специалистов, знающих причины и механизмы речевой патологии, эти нарушения не могут быть скомпенсированы.