Предложение родителей по выбору профессии не соответствует индивидуальным особенностям ребенка, потому что родители недостаточно адекватно его (ребенка) оценивают. Прояснить ситуацию помогают объективные независимые результаты тестирования.
Родители не учитывают, что выбор профессии — процесс не только рациональный, но и эмоциональный. Поэтому даже вполне адекватный совет иногда отвергается — ребенок не видит себя в предлагаемой деятельности. Большое значение имеет эмоциональный рассказ родителей о своей работе, о других известных им профессиях. Очень важно предоставить детям максимум информации и возможность ознакомления с разными профессиями.
Предложение родителей не соответствует мотивации ребенка, потому что родители не принимают ее всерьез («мал еще, ни¬чего не понимает, потом будет благодарен») или хотят, чтобы ребенок реализовал их планы («станешь врачом, будешь нас лечить», «станешь экономистом — передадим тебе семейный бизнес» и т. п.). Родителям важно помнить: если ребенок получит профессию, не соответствующую его индивидуальным особенностям, он не станет хорошим специалистом, будет от этого страдать, кроме того, неправильно выбранная профессия может испортить характер и причинить вред здоровью.
Родители предлагают ребенку не профессию, а учебное заведение. Такое предложение вообще не воспринимается ребенком в качестве совета, а родители, несмотря на их активное участие, оцениваются как самоустранившиеся. Целесообразно сначала выбрать профессию, а потом — учебное заведение.
Родители предлагают ребенку выбрать профессию, которая, с их точки зрения, всегда будет востребована. Как правило, именно в этом пункте установка родите¬лей особенно твердая («будешь учиться на экономиста — или не рассчитывай на нашу помощь»). Родителям следует пом¬нить, что, во-первых, ребенок должен выбрать такую профессию, в которой он будет конкурентоспособным, во-вторых, никакая профессия не является панацеей от безработицы.