В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Такие крайние позиции, как «Пусть все решит сам!» и «Что он без меня решит!», в конечном счете приведут к отчуждению. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным.
Выясните, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают: престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то, любопытство и т. д. Обсудите это, чтобы ребенок смог избежать заблуждений.
Помогите ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
Помогите ребенку соотнести его профессиональные намерения с минусами выбранной профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее.
Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным — пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, это не будет реальным проектом, но важно, чтобы ребенок продумал временные рамки каждого этапа своего плана. Способность планировать напрямую зависит от готовности подростка взять ответственность на себя.
Учитывайте состояние здоровья вашего ребенка, поскольку для многих профессий существуют ограничения медицинского характера.
В современной психологии существует множество теорий профориентации, в основе которых лежат три фактора: индивидуальные способности и особенности, возможности, интересы, умения и навыки ребенка; особенности профессии, требования, которые она предъявляет к человеку; оптимальное соотношение первого и второго факторов.
Педагоги и родители, учитывая эти факторы, должны помочь старшеклассникам сделать правильный выбор.