Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Почему ребенок плохо учится?

Этот вопрос волнует и семью, и школу. Рассмотрим основные психологические причины школьной неуспеваемости здоровых детей, а также остановимся на описании той помощи, которую могут оказать и родители в их преодолении.

Если ребенок отстает от школьной программы и не успевает овладеть тем материалом, который изучают его сверстники, то в таких случаях можно говорить о неуспеваемости ученика.

Учителя дифференцируют отстающих в три основные группы.

  1. Ученики, у которых есть все, чтобы хорошо учиться, но они этого не хотят. Причины такого нежелания кроются во внутреннем мире ребёнка и связаны с психологическими проблемами, заниженной самооценкой и отсутствием общения. Такие отъявленные двоечники начинают искать другие пути самоутверждения, нежели успехи в учёбе.
  2. Ученики, которые стремятся учиться, но у них не получается в силу разных причин. Связано это может быть как с внешними факторами (недостаточная эрудиция, низкая культура родителей), так и с внутренними (специфика развития организма ребенка).
  3. Ученики, которые не могут и не хотят учиться. У таких детей все причины отставания в учёбе в полном наборе. Здесь смешано всё – недостаточное внимание, нарушение здоровья, отсутствие воли и многое другое.

Причины неуспеваемости разнообразны и могут присутствовать как в виде отдельных проявлений, так и в комплексе.

Влияние семьи

Говоря о школьной неуспеваемости, мы уже затрагивали влияние семьи на эту проблему. Все причины плохой учебы, которые были отмечены выше, конечно же, имеют прямое отношение к родителям подростка. Индивидуально-типологические особенности во многом зависят от того, какие природные особенности заложены в ребенке, тут он во многом может быть схож со своими родителями. В связи с этим очень часто у плохо успевающих школьников родители также не блистали отличной успеваемостью.

Причины неуспеваемости могут быть следствием того, что:

  • родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки;
  • в семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры;
  • родители высокомерно относятся к людям вообще, к школе и учителям в частности;
  • в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели;
  • родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.

Познавательный интерес к учению и навыки обучения, адаптация к школе развиваются в первых трех классах начальной школы. Если этот момент упущен, то в средних классах (10-14 лет) можно опираться на поисковую активность в интересах и увлечениях. Это значит, что ваши переживания по поводу плохой успеваемости временно лучше подавить. Понаблюдать, заметить, чем же ребенок интересуется, к чему склоняется — компьютеру, футболу, каратэ, бабочкам и т. п. Попытаться связать его интерес с одним из школьных предметов

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости:

  • недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова,
  • недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

Анализируя причины первой группы, речь о тех случаях, когда школьник плохо понимает, не способен усваивать качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия (несформированность приемов учебной деятельности, недостатки мыслительной сферы ребенка, неправильное использование им своих индивидуальных особенностей, проявляемых в познавательной деятельности).

Мышление является важнейшим среди психических процессов, определяющих успешность учения школьников.

Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания являются наиболее распространённой психологической причиной неуспеваемости школьника.

Недостатки мыслительной деятельности влекут за собой недочеты памяти и внимания. Слабоуспевающие ученики не имеют рациональных приёмов запоминания, но эти недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления. Например, слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании слов, чисел, доступного им по содержанию текста, близкого их жизненному опыту, но при запоминании текста, где нужно использовать логическую, опосредованную память, тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты по сравнению с другими детьми одного и того же

Причины  неуспеваемости зависят от правильной мотивации. Педагог и родители должны так объяснить ребенку пользу обучения, чтобы у последнего возникло желание получать знания. Многие родители своими действиями, а именно нравоучениями, чрезмерной строгостью или безразличием убивают в своем чаде самостоятельность и самоуверенность, у ребенка появляется чувство неполноценности.

Причины школьной неуспеваемости

Причина 1: нет интереса

Ребёнок не хочет учиться, но что стоит за этим нежеланием? Возможно, ему просто скучно: непонятно, почему он должен сидеть в классе, когда вокруг столько интересных и весёлых занятий.

Решение. Постарайтесь сделать учебный процесс захватывающим. Младшего школьника увлекут занятия в игровой форме. Например, можно превратить решение домашнего задания в квест, почитать литературу по ролям, изобразить историю в лицах.

Причина 2: недостаток концентрации

Ребёнку трудно сосредоточиться: он не может вникнуть в содержание главы учебника или не успевает написать изложение за урок, постоянно отвлекается. Учителя приравнивают невнимательность к плохой подготовке и ставят низкие оценки.

Решение. Ребёнку нужно научиться учиться. В интернете можно найти множество техник по запоминанию, вычленению сути из потока информации и другие полезные практики. Освоить материал помогут карточки, стикеры и мнемонические приёмы.

Ключевой задачей мнемотехники является создание ярких образов или ассоциаций, которые помогут полностью задействовать возможности памяти человека.

Один из известных примеров мнемоники: запоминание количества дней в месяце по костяшкам пальцев.

Ассоциации

Связываем новую информацию с уже знакомыми образами. Например, на уроках английского языка для запоминания произношения и значения слов.

Рифмы

Информация, представленная в виде зарифмованных строчек или небольших стихотворений, запоминается легче.

Опорные слова и картинки

В тексте выделяются ключевые слова, к которым создается цепочка ассоциаций-картинок. Можно использовать на уроках чтения и литературы для запоминания стихотворений и текстов художественных произведений.

Прием акростиха

Выбираем слова, которые нужно запомнить и составляем из их первых букв фразу-ассоциацию.

Например, для запоминания цветов радуги:

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан – Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Синий, Фиолетовый.

Кодировка

Для запоминания информации можно использовать различные буквенные и числовые коды. (как абревиатуры)

Метод локусов

Основан на ассоциативном мышлении: для запоминания информации необходимо связать ее с хорошо знакомым местом, например, с вашей комнатой.

Пример использования на уроке литературы по теме «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер».

Цель: запомнить строфы стихотворения.

Задание: выберите хорошо знакомую вам комнату. Свяжите каждую строфу стихотворения с каким-либо предметом в комнате. Пройдитесь по комнате, визуализируя предметы и вспоминая связанные с ними строфы.

Пример использования «чертогов разума»:

Окно в комнате: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…» и т. д. по тексту.
Люстра: «Наша ветхая лачужка и печальна и темна…» и т. д. по тексту.
Стол с чашкой: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей…» и т. д. по тексту.
Цветочный горшок на подоконнике: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя… выпьем, добрая подружка бедной юности моей…» и т. д. по тексту.

Причина 3: прокрастинация

Необходимость выполнить сложное задание вызывает у ребёнка тревогу, порой настолько сильную, что он начинает игнорировать домашние работы и даже прогуливать уроки.

Решение. Будьте внимательны к эмоциональному состоянию ребёнка. Успокойте его и предложите помощь с уроками. Пусть он почувствует, как в процессе работы над заданием страх отступает.

Причина 4: высокая нагрузка

Часто родители хотят обеспечить своим детям разностороннее развитие, поэтому записывают их в многочисленные кружки и спортивные секции, нанимают репетиторов и отправляют на курсы. Если дополнительных занятий слишком много, ребёнок не сможет справиться с основными.

Решение. Распределяйте нагрузку грамотно. Нельзя постоянно учиться: школьникам необходимо время, чтобы пообщаться с друзьями, посидеть за компьютером и просто расслабиться.

Причина 5: неприятности в школе

В классе может быть нездоровая атмосфера: например, к ребёнку цепляются одноклассники или случился конфликт с учителем. Невозможно продуктивно учиться, если мысли о школе каждый раз сопровождаются злостью, страхом и обидой.

Решение. Разберитесь в ситуации. Сходите в школу, поговорите с учителями и выясните, насколько серьёзно обстоит дело. Обсудите происходящее с ребёнком и помогите ему избрать правильную тактику разрешения конфликта.

Как повысить успеваемость ребёнка  

  • Следите за обучением ребёнка. Вы всегда должны быть в курсе его успехов и неудач, чтобы вовремя похвалить или указать, над чем стоит поработать серьёзнее.
  • Организуйте чёткий распорядок дня. Если время на уроки, еду, увлечения и сон будет регламентировано, ребёнок сможет лучше сосредоточиться на деле, а вам не придётся тратить нервы на споры и уговоры.
  • Научите ребёнка тайм-менеджменту. Планирование задач позволит эффективнее распределять нагрузку. Например, большое задание можно выполнить порциями за несколько дней. Записывать задачи на каждый день можно на стикерах, магнитной доске или в онлайн-планировщик. Умение назначать сроки и укладываться в них будет полезно ребёнку на протяжении всей жизни.
  • Организуйте удобное рабочее место. Для письменных работ школьнику необходимы с умом подобранная мебель и хорошее освещение.
  • Обеспечьте правильное питание и здоровый сон. Следите, чтобы ребёнок спал не менее восьми часов в сутки, вовремя ел дома. На учёбу можно дать с собой полезные перекусы, например орехи или злаковые батончики.
  • Интересуйтесь школьной жизнью. Ходите на собрания, общайтесь с учителями, слушайте, что они говорят о вашем ребёнке. Так вы сможете помочь ему выстроить правильные отношения в школе и всегда будете в курсе событий.
  • Не ругайте школу. Даже если вы считаете, что учитель не прав или задание в учебнике бессмысленное, оставьте критику при себе. Если вы подорвёте авторитет школы в сознании ребёнка, то о серьёзном отношении к учёбе можно забыть. Не стоит распространяться и о своём негативном школьном опыте: тот факт, что вы всегда ненавидели химию, едва ли поможет ребёнку полюбить этот предмет.
  • Подавайте личный пример. Чтобы ваш школьник полюбил читать, он должен регулярно видеть вас с книгой — нельзя требовать от ребёнка то, чего не делаешь сам.
  • Родителям необходимо помнить:
  • Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
  • В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо:
  • -уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
  • -задачи ставить ясно и четко;
  • -обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).
  • Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:
  • -иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
  • -повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
  • -способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
  • -относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
  • -постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.

Конец формы

За что хвалить и как ругать

Есть мнение, что лучшая профилактика школьной неуспеваемости — метод «кнута и пряника». Закончил год без троек — держи новый смартфон, заработал двойку — не получишь карманных денег. Эффективна ли такая система? Скорее всего, она простимулирует ребёнка тянуться к хорошим отметкам. Но сможет ли она мотивировать стремиться к знаниям?

Помните: внутренняя мотивация всегда сильнее внешней. Школьник должен чётко понимать, зачем он учится и как сможет применить знания в будущем. Поэтому, если ваш ребёнок проявляет интерес к какому-то предмету или теме, обязательно поощряйте его.

Хвалите ребёнка за любые успехи, а в случае неудач не давайте волю эмоциям. Если ученик не усвоил материал, постарайтесь объяснить его другим способом. Если допустил ошибку — разберитесь вместе, что к ней привело и как избежать её повторения.

Стоит ли помогать с домашкой

Да, но именно помогатьа не решать упражнения за ребёнка. Безусловно полезной будет поддержка младшего школьника: так он сможет быстрее адаптироваться к школе. В средних классах постепенно снижайте степень своего участия в выполнении домашних работ. Подростку не стоит навязывать помощь, если он не просит о ней, иначе ваши действия могут быть расценены как гиперопека.

Рекомендации      родителям       по       предупреждению      неуспеваемости:

  1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка: — бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.п.;

— эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.п.; — культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, вместе смотрите учебнопознавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п. 2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п. 3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.

  1. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.
  2. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.
  3. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.
  4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.
  5. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.
  6. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.

Добавить комментарий