Рекомендации учителя-дефектолога по коррекции нарушений чтения и письма для родителей младших школьников

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

 Родителям на заметку

     Речевые проблемы вызывают трудности  в усвоении  школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации и  возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

     Причины, вызывающие речевые нарушения, многочисленны. Решить их быстро невозможно. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима своевременная систематическая помощь логопеда, учителей и родителей. С началом обучения в школе у некоторых детей  выявляются дисграфия и дислексия.

   Дисграфия — это стойкое нарушение письма. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а впоследствии – в усвоении грамматики родного языка.

Какие ошибки должны насторожить родителей

  1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-дп-т, Е-3, а-о, д-у, и – у: мопок – моток, людит – любит, миха – муха.
  2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка— шапка, щашка — чашка, вопата — лопата.
  3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло— дупло, лёбит  — любит, точка — дочка.
  4. Пропуск букв, слогов, недописывание слов.
  5. Ошибки «застревания»: За зомом росла мамина(за домом росла малина), или ошибки «упреждения»: Дод небом лолубым(под неблм голубым).
  6. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить(солить), вьезёт (везёт).
  7. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: Всаду вы росли чудесные розы .( В саду выросли чудесные розы).
  8. Нарушение согласования прилагательных с существительными, существительных с числительными и так далее. Например, «у меня нет красных платья», «шесть белый грибов».
  9. Иногда дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут на письме правильно обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале предложения

     Все эти ошибки являются признаком дисграфии у школьников.

     Дисграфии очень часто сопутствует  дислексия.

     Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Чтение ребенка с дислексией можно охарактеризовать как замедленное, с остановками и неверное. Если проанализировать чтение ребенка, то можно выявить следующие ошибки:

  1. вставка в слова добавочных звуков,
  2. пропуск отдельных букв и слогов,
  3. замена слов одного другим,
  4. перестановка букв, слогов,
  5. повторение слов,
  6. добавление слов,
  7. пропуск слов.

     Уважаемые родители, обратите внимание!

     Дисграфия и дислексия  никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

     К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

     Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О» напоминает обруч, «Ж» – жука, «С» – полумесяц…

     Несколько советов родителям:

  1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех!

 

Добавить комментарий