Родительский университет

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

«Обучение родителей методам стимулирования ребенка успешному обучению в школе»

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Форма проведения: семинар

Заповеди воспитания:

  • Найдите в ребенке что-нибудь, достойное похвалы.
  • У ребенка, уверенного в себе, все получается.
  • Самоуважение — это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете обрести это чувство, тем лучше.
  • Не ругайте, а учите!

 Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Откуда же берутся плохие оценки в классных журналах, в дневниках наших ребят?

Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало. Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной мотивации учащихся и неумение управлять работой мозга.

Поэтому сегодня мы постараемся разобраться, какими приемами родители могут формировать мотивацию учебной деятельности у своих детей.

Задумывались ли вы когда-нибудь, какими мотивами руководствуется ваш ребёнок при решении встающих перед ним проблем? А ведь деятельность приобретает для ребёнка различный смысл в зависимости оттого, каков её мотив.

Например, ребёнок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. А мотивы могут быть различными: научиться решать задачи, не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей оценкой.

Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, окончить институт, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей.

Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым они чаще относят учебные предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, труд. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его.

Человек активно включается в деятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать. Обычно в душе школьника присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Например, на уроке ученик может стараться слушать объяснение учителя, но в тоже время ему хочется посмотреть в окно, потихоньку посмеяться с соседом, нарисовать что-нибудь или просто помечтать. Характер и результат его познавательной деятельности зависят от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Чем отличаются современные дети и что такое «клиповое мышление»?

У современных детей развивается «клиповое мышление» (clip — фрагмент, вырезка, отрывок): информация стекается отовсюду в виде коротких новостей, небольших событийных блоков, разнообразных фото- и аудиосюжетов, зачастую не связанных между собой логически. Ребенок привыкает к частой смене информации, начинает вылавливать в ленте хлесткие заголовки, вирусные иллюстрации, переключаясь с одной темы на другую, не углубляясь в суть. Мир превращается в круговорот разрозненных фактов и осколков событий, а мозг все время требует новых впечатлений и образов.  На этом построены социальные сети, на клиповое мышление ориентируются многие современные телесериалы и средства массовой информации.

Доступность информации, легкость ее получения привели к тому, что современные дети не утруждают себя необходимостью глубокого осмысления и сохранения полученных знаний. Они не привыкли долго задерживаться на одной теме и погружаться в нее. Мышление становится фрагментарным, осколочным.

А ведь к 5 классу необходимо и обязательно сформировать компонент «надо», без которого невозможно обучение в среднем звене.

Возможные причины низкой мотивации, и что с этим делать

2–4 класс

Младшие школьники чаще добиваются успехов в учебе, чем старшие дети. Происходит это из-за желания не ударить в грязь лицом перед одноклассниками, стремления заслужить похвалу учителя, который является авторитетом, и которого любят ученики.

Причинами снижения мотивации могут быть:

  • Непонимание учебного материала по отдельным предметам
  • Неумение учиться (неправильный режим дня, неверная организация учебы и отдыха, незнание приемов работы с учебным материалом).
  • Отсутствие грамотной помощи и контроля родителей относительно уроков. В основном родительская помощь с уроками имеет смысл первое время, пока ребенок учится в начальной школе, а также когда он идет в пятый класс. Кроме того, в более старших классах, шестом-седьмом-восьмом, учебная мотивация закономерно снижается, что обусловлено возрастными особенностями. Ребенок в этом возрасте в школу ходит не учиться, а общаться. Поэтому в начале учебного года важно убедиться, что школьник не забыл своего алгоритма работы над домашним заданием.
  • Сопротивление давлению. Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.
  • Заниженная самооценка, неверие в себя Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 10, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.
  • Слишком много контроля и помощи. Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки. Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай : у матери были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами. Выяснилось, что мать с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

  • Недостаток отдыха. Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой. Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.
  • Ссоры в семье Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.
  • Гиперактивность. Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

Повышаем успеваемость без лишнего напряжения

Внимание к ребенку

Это то, с чего строиться любая мотивация.  Когда вы видитесь с ребенком после трудового дня, за чашкой чая первое, что вы должны спросить, не какие оценки ты получил, а как прошел твой день? С кем ты сегодня дружил? Что интересного для тебя сегодня было? Несмотря на то, что ребенок уже в 3, 4 классе, он еще маленький, ему необходимо наше внимание. Пока он нуждается в нас, мы должны это внимание ему давать, иначе он найдет это внимание с какой-либо другой стороны, в т.ч.  в виде неудовлетворительного поведения.

Тесная взаимосвязь и сотрудничество с педагогом

 Только педагог точно знает, какие слабые стороны в обучении есть у Вашего ребенка. И, когда, педагог обращается к Вам с конкретной рекомендацией, это

исключительно из лучших побуждений, с целью заполнить пробелы в знаниях. Не игнорируйте данные рекомендации, упущенные знания одной темы влекут сложность в дальнейших темах. Хорошо, когда у ребенка есть нужные памятки по предметам, в виде схем и таблиц. Такими памятками всегда может поделиться педагог.

Внесите домашнюю работу в расписание (режим дня)

Один день ребенок делает уроки сразу после школы, другой день он сначала гуляет, а потом делает, третий день он вообще идёт на секцию, а уроки делает поздно вечером, пятый день просто нет настроения делать уроки сразу, в итоге садится опять поздно вечером со скандалами. В этом нет стабильности, нет режима. Школьник тратит время на то, чтобы подумать: «А когда же я буду делать сегодня уроки?» Такого быть не должно.

Когда уроки чётко по времени, когда есть строгий режим и время, отведенное на домашку, то ребенок делает эти уроки лучше. Для него это как рутина, как почистить зубы по утрам. Соответственно, и нет криков «я не хочу делать уроки».Первое что нужно сделать, — определить жесткое время выполнения домашних заданий. А для этого надо выписать всё, что отнимает у ребенка время — уроки, тренировки, репетиторы, курсы, занятия в художественной или музыкальной школе. Всё выписали, нашли свободные часы, вписали туда домашку. Понятно, что каждый день в одно и то же время не получится выполнять задания — расписание сейчас у детей уж очень насыщенное. Главное — чтобы ребёнок видел, во сколько ему в понедельник надо сесть за работу.

Подготовьте чистое пространство

К моменту, когда ребенку надо будет садиться за уроки, он должен быть сыт и переодет в домашнее. Школьник уже отдохнул, поиграл, почитал и посмотрел интересное, поговорил с кем хочется. На этом месте должен быть полный порядок. Полный порядок — это пустой стол. Максимум, что может быть перед глазами — это подставка для книг и стаканчик с ручками-карандашами. Все остальное входит в список «похитителей времени»: телевизор, гаджеты, плюшевые медведи и настоящие котики. Все это убираем, хотя бы со стола.

Как научить ребенка делать домашнюю работу самостоятельно?

 

Довольно часто в этом возрасте дети тянут время и не могут сесть за домашнюю работу. При этом они активно общаются в соцсетях или смотрят видео с телефона. Так часто бывает, когда уроки кажутся скучными. Ребенок делает выбор в пользу более интересного и увлекательного занятия.

      Посоветуйте ребенку использовать проблемы с домашней работой как челлендж или квест.

Введите в жизнь игровые методики. Например, отмечайте достижения ребенка при помощи стикеров, как в компьютерной игре.

  • Придумайте игрового персонажа, с которым себя ассоциирует ребенок.
  • Разработайте систему поощрений. Например, за домашку по русскому один смайлик. За дополнительную домашку, типа доклада, одно сердечко и т.п.
  • Сделайте лист, где у каждого предмета своя линия. Когда задание задано, ребенок рисует пустой кружочек, когда оно выполнено, вы клеите туда соответствующую наклейку. Задано, но не выполнено — нет наклейки.
  • В конце месяца или четверти посчитайте, какой процент прогресса набрал ребенок по итогу. Считайте усложненное задание типа “сердечко” за два — это честно, что ребенок может компенсировать недобранные баллы таким способом.

Наградите ребенка каким-нибудь призом по итогу. Точнее не его, а его героя, который так старался.

Что делать с «я не хочу»

Это эмоция ребенка, и все его мысли только о том, что он не хочет делать домашку. В этот момент не нужно на него кричать и заставлять. Я пробую встать на его место и просто посочувствовать: «Да, я вижу, что ты не хочешь». Это совсем не значит, что я разрешаю ему не делать уроки. Я просто рядом. «Да, тебе много задали сегодня. Я вижу, что ты не хочешь учить правило, английские слова, стихи и читать параграф. Это сложно. Я вижу, что тебе не хочется«. Проговариваем чувства и эмоции ребенка, а потом находим способы сделать выполнение домашних заданий проще. Если это даты и формулы, то можно придумать весёлый способ их учить, любой параграф можно читать и рисовать по содержанию схемы и рисунки (так тема легче запомнится, без зубрёжки). Приемы запоминания:

1) Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию.

2) «Метод ключевых слов» упростит запоминание большого текста. Он подразумевает несколько этапов работы с текстом:

  1. выделение основных разделов (абзацев, смысловых частей) текста;
  2. подбор ключевого слова к каждому разделу;
  3. запись ключевых слов в нужной для воспроизведения текста последовательности;
  4. запоминание ключевых слов;
  5. повторение текста.

3) «Метод ассоциаций» поможет запомнить новые слова. Если слово или его часть ассоциируется с каким-либо известным ему предметом или действием, будет проще вспомнить новое слово.

4). Рисуем картину. Запоминание стихотворения будет более эффективным, если в процессе мысленного повторения стихотворения, представлять в воображении то, что описывается словами.

5) Используем диктофон. Ребенку будет интересно использовать диктофон. Привычка пересказывать — очень нужная и полезная: чтобы информация стала знанием, ее нужно произнести. Можно рассказать заданное родителям, бабушке, сестре, а можно сохранить пересказ в виде аудиофайла и в любой момент его прослушать. Повторенье — мать ученья!

Не у всех детей хорошая память, а учить стихи надо! И вот мается школьник, а рифмы не запоминаются. Запишите на диктофон прочитанное с выражением стихотворение и в течение вечера периодически включайте его.

                                       Ограничиваем время на уроки

Ребенок приходит из школы и видит кучу домашних заданий. Ему кажется, что это чересчур много, что это бесконечно, что уроки он будет делать до ночи, ничего не успеет, а у него есть свои увлечения и желания помимо уроков.

Я использую таймер на телефоне в виде игры. «Давай засечём 20 минут на математику, а потом посмотрим, сколько заданий ты успел сделать, и всё ли у тебя получилось». Только это не строго говорю, чтобы у ребенка не было паники: «Ой, всего 20 минут, надо уроки быстро сделать. А то мама ругаться будет». Такого чувства у него быть не должно. Это же игра, это вовлечение в уроки и проверка своей скорости. Просто смотрим, сколько заданий он успеет за 20 минут. Не успеет — ничего страшного, на математику уйдёт чуть больше времени, зато русский язык он сделает даже быстрее, чем выйдет время.

Деление уроков на такие кусочки помогает детям быстрее их сделать и без скандалов.

Забудьте это немедленно

При очередном «разборе полетов» взрослые часто вскользь бросают слова, которые, как им кажется, ничего не значат. Но последствия таких фраз не заставляют себя долго ждать.

  • Давление в любых вариантах – «Мы столько для тебя сделали, а ты…», «Мы вместе стараемся ради тебя…» и т. д.
  • Оскорбление и унижение – «Ты – бестолочь, идиот, бесполезный и безнадежный тупица».
  • Вызывать чувство стыда – «Ну как тебе не стыдно» или «Мне стыдно родственникам в глаза смотреть».
  • Скрытое сравнение – «У всех дети хорошо учатся, а ты у меня глупый».

Список подобных фраз можно продолжать бесконечно, и они не будут уникальными. Но причина любой агрессии взрослого в адрес ребенка – наличие нерешенных внутренних проблем отдельного человека и сложных взаимоотношений внутри семьи.

Будем откровенны – неурядицы школьной жизни способны вывести из себя самого уравновешенного взрослого.

Сдерживать гневные тирады и поступить правильно помогут психологические хитрости:

  • Когда злость буквально застилает глаза, сделайте глубокий вдох, взгляните на конфликт со стороны – попытайтесь понять, что привело вас в такое раздраженное состояние, почему это произошло. А вдруг причина – не очередная двойка.
  • Хотите закричать – остановитесь и попробуйте произнести свои слова шепотом. Градус скандала снизится и можно спокойно оценить ситуацию.
  • Не опускайтесь до оскорблений и унижений ребенка – от этого возникают комплексы неполноценности, психологические травмы.
  • Прежде чем ругаться, подумайте, что чувствует сейчас тинейджер. Он и так расстроен и подавлен, поэтому не стоит усугублять ситуацию. Вместо большого скандала, спросите – что вы можете сделать, чем помочь.
  • Если успокоиться не удается, выйдите в другую комнату или отправьтесь на прогулку – на расстоянии проще себя контролировать и привести мысли в порядок.
  • Помните, что школьные годы – временное явление, и по статистике одинакового успеха в жизни достигают и вчерашние отличники, и двоечники. Поэтому для глубоких переживаний нет причин. Просто поддерживайте, любите своего школьника без всяких условий и вместе двигайтесь вперед.

 

Важные правила

Следующие лайфхаки помогут наладить учебный процесс даже в самом безнадежном случае:

  • Создайте и поддерживайте дома атмосферу открытости, любви и поддержки, чтобы школьник мог поделиться самым сокровенным и наболевшим.
  • Никогда при ребенке не высказывайте негативное отношение к школе, учителям и образовательному процессу. Бессмысленно требовать хороших оценок и выполнения учебных задач, если вы пошатнули уверенность в необходимости и ценности знаний.
  • Находите время для самообразования и хобби – например, изучайте английский или берите уроки по йоге – будьте правильным личным примером.
  • Развивайте в ребенке уверенность в себе.

Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним все части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь, способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценивать себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

  • Напоминайте ребенку о его успехах.

Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать.

  • Идите к цели постепенно.

Можно нарисовать лестницу с десятками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте. А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай все, что положено грамме и т.д.

Обсуждение ситуаций с родителями:

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?

(откладываем дела, совместно с ребенком открываем книгу, читаем правило, смотрим классную работу, пытаемся вместе разобраться в решении. Даже если в начальной школе плохо разбирались с математикой, это не значит, что сейчас у нас этого не получится. Общие учебные умения даны нам всем от природы, другое дело, как мы преодолеваем препятствия на своем пути.  На едином образовательном портале eior.by даны видеоматериалы к урокам. Важно показать ребенку, что он не один в этой проблеме, что мы тоже заинтересованы в том, чтобы у него все получилось. А для этого у нас тоже должна быть сформирована мотивация: хотим ли мы, чтобы наш ребенок учился лучше, не допускал неудовлетворительных отметок)

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге — лишь тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не потомучто «бесполезно». Что делать?

(Для начала понять чувства ребенка, путем «активного слушания». Далее исходить из той мысли, что раз задавался ряд дополнительных вопросов, значит тема не была раскрыта должным образом, возможно заучена механически. Вывод: необходимо приложить больше усилий, понять, как осознал ребенок параграф. Если Вы считаете, что параграф был рассказан идеально и учитель несправедливо оценил ребенка, наладьте контакт с педагогом с целью выяснения ошибок у ребенка, чтобы ребенок знал, что он рассказал не так. Всегда есть нормативы выставления отметок, педагог грамотно расскажет Вам и даст соответствующие рекомендации по улучшению отметки).

Ситуация третья: придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него  не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура — вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?

 (Выслушать ребенка, понять, попытаться вместе решить проблему. Расставить четко и  грамотно приоритеты: сначала уроки, потом развлечения. Давай вместе подумаем, с чего нужно начать? Давай попробуем составить план. Я верю, у тебя все получится. Помните, не нужно писать сочинение За ребенка, главная Ваша задача – направить ребенка. А затем обязательно похвалить. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь запис­ками, записывайте впечатления о каких-нибудь событиях. Пусть ре­бенок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, и книгам, которые он приносит из школы. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.

Памятка родителям по повышению учебной мотивации детей

  1. Будьте в сотрудничестве с педагогом. Педагог лучше всего знает «слабые стороны» учащегося, даст необходимые рекомендации по развитию знаний. Задача же родителя – прислушаться к данным рекомендациям и правильно направить своего ребенка.
  2. Правильно организуйте режим дня. Начало выполнения домашнего задания – в строго отведенное время. Конечно, для этого не подойдут поздние часы. Со временем ребенок привыкнет, ведь даже самая рутинная работа со временем входит в привычку. На столе не должно быть ничего лишнего, отвлекающего, гаджеты в сторону. В помощь ребенку могут быть различные памятки в виде схем и таблиц, «шпаргалки», которыми можно воспользоваться дома.
  3.    Если домашнее задание, кажется, для ребенка трудным и невыполнимым, задача родителя – выслушать, понять его чувства и попытаться вместе с ребенком разобраться в задании с опорой на учебник и работу, выполненную в классе (как образец выполнения задания). Правильно НАПРАВИТЬ, а не сделать вместо. Важно также разъяснить, что ребенок всегда может обратиться за помощью к педагогу, если тема для него трудна.
  4. Если ребенок получил неудовлетворительную отметку, необходимо выяснить, за что именно она поставлена, чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учите­лю — почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще.
  5. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, офор­мил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».
  6. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стре­мился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.
  7. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объ­ективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
  8. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозмож­но научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.
  9. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на знания и умения. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её.
  10. Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.
  11. Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом добиться жизненного успеха.
  12. Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в зоопарк и т.п.) вполне приемлемо, кроме того, попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.
  13. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление.

Добавить комментарий