Очень часто родители детей, испытывающих трудности в обучении письму, приложившие немало усилий к занятиям со своими детьми, встают перед вопросом: «Почему не получается? Почему мой ребенок делает такие ошибки?»
Давайте разберемся в том, какие именно ошибки делает ваш ребенок. Чтобы родители могли сразу узнать ошибки своего ребенка «в лицо», необходимо рассмотреть основные группы специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил. Также, внутри каждой группы даны рекомендации и примеры основных упражнений по исправлению характерных ошибок.
- Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков.
В основе этих ошибок чаще всего лежит неразличение ребенком на слух соответствующих звуков, а нередко и замена их в устной речи. Например, ребенок пишет сапка вместо шапка (замены свистящих на шипящие и наоборот), удюг вместо утюг (замены звонких согласных глухими и наоборот) и др.
Для занятий с детьми с такими специфическими ошибками родителям можно посоветовать выполнять следующие упражнения (на примере звуков с и ш):
— вставить вместо точек буквы с или ш:
Капу.та
Ко.ка
.тару.ка и т д.
— придумать и записать слова с буквой с, а затем — с буквой ш.
— записать диктуемые взрослым слова в соответствующую колонку (в зависимости от того, какой звук есть в слове ):
С Ш
Сумка шуба
Снег шаги
Весы каша
- Искажение слого-звуковой структуры слов и нарушение границ между словами и предложениями.
В основе этой группы ошибок лежат испытываемые ребенком затруднения в анализе речевого потока. Дело в том, что в процессе устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко — слоговой структурой слов, т.к. слова усваиваются нами «целиком», как неделимое. А в процессе обучения письму ребенок должен думать: «Как написать слово? Как соотнести эту букву и этот звук? Какая слышится и какая пишется следующаяся буква?
Например, ребенок пишет тол или стлол вместо стол, уокна вместо у окна, о зеро вместо озеро. Также часто встречаются ошибки:
— перестановка букв (вебра вместо верба);
— пропуск слогов в словах (гова вместо голова);
-вставка лишних слогов (гололова) и многое др.
Упражнения в анализе предложения на слова:
— придумывание ребенком предложений, состоящих из определенного количества слов;
— составление предложений из слов, данных вразбивку (дети, мяч, в, играли);
Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов:
— определить количество слогов в слове и их последовательность;
— придумывание слов с определенным количеством слогов;
— составление ребенком слов из слогов, данных вразбивку (ро-во-на – ворона);
— образование новых слов путем добавления новых слогов к данному. (Какой слог надо добавить к слову пол, чтобы получилось новое? Пол-ка, пол-зет, пол-ный и др.).
Благодаря этим упражнениям постепенно исчезнут перестановки и пропуски слогов на письме, а также затруднения при переносе слов.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов:
— определение количества звуков в слове и их последовательности;
— придумывание слов с определенным количеством звуков;
— образование новых слов путем замены в слове первого звука (дом – лом, том, сом, ком и т.д.);
— образование как можно большего количества слов из звуков данного слова (трактор – рак, рот, ток, кот, крот, кора, рота и т.д.).
Вся запись слов производится с обязательным синхронным проговариванием их ребенком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи каждого слова. Ошибки письма, связанные с анализом речевого потока, исчезнут только тогда, когда ребенок научится отчетливо представлять себе звуко-слоговую структуру каждого слова.
- Аграмматизмы в письме.
Если ребенок говорит ухи. деревы, много зеркалов, на деревьев и др., то он соответственно переносит эти ошибки и на письмо. Единственный путь преодоления аграмматизмов в письме – это преодоление их в устной речи. В ходе работы нужно постараться воспитать прочные грамматические стереотипы, которые должны явиться отправной точкой в деле постепенного овладения ребенком грамматическими нормами языка.
Регулярная работа с ребенком в предлагаемых направлениях поможет родителям и их детям в работе над исправлениями специфических ошибок в письменной речи школьников