Списывание как один из основных видов упражнений при обучении орфографии

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, т. к. именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений.

Каждый педагог стремиться максимально использовать все возможности, все ресурсы для повышения эффективности учебного процесса, в том числе использование разнообразных видов письменных упражнений: различных видов списывания, диктантов, творческих работ. Известно, что самыми распространенными и известными орфографическими упражнениями являются диктант и СПИСЫВАНИЕ. Именно со списывания и начинается обучение грамотному письму, начиная с первых дней обучения в школе.

Учиться списывать школьники начинают уже в период обучения грамоте, но учителя постоянно отмечают, что в процессе его выполнения дети допускают много ошибок. В чем же заключена причина данной проблемы? Как достичь того, чтобы списывание действительно способствовало обучению и развитию грамотного письма у учащихся, а не исполняло роль чисто формального упражнения?

А. Соболев писал о том, что нельзя рассматривать вопрос об орфографических упражнениях независимо от этапа работы над тем или иным правилом, от задачи, которая ставится на каждом этапе, а самое главное, от характера орфограммы, которая в данный момент изучается. Автор предлагает применять следующие методы обучения: 1) диктовка для слов, в которых произношение совпадает с написанием; 2) грамматические упражнения для слов, в которых произношение расходится с написанием; 3) списывание для традиционных написаний.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод: для успешного формирования умения распознавать тип орфограмм, важно, чтобы в предлагаемом для списывания материале, во-первых, были слова на несколько изученных правил, и, во-вторых, слова, на неизвестные правила, что позволит формировать, кроме вышеназванного умения, еще и орфографическую рефлексию, т.е. умение отделять «знаю от не знаю».

Примером упражнения, требующего от ученика относительно полной самостоятельности, является списывание, где нужно вставить пропущенные орфограммы. Эти пропуски ребенок должен заполнить самостоятельно, руководствуясь орфографическим правилом. Такой вид списывания, таким образом, считается наиболее самостоятельным упражнением из всех видов упражнений, основанных на списывании.

В качестве материала для списывания могут выступать слова, отдельные предложения и небольшие тексты.

В зависимости от цели, которую ставит перед собой учитель, списыванию может предшествовать подготовка: проговаривание слов с орфограммами, требующими проверки, и обоснование, почему слово так пишется, подсчет в тексте орфограмм на определенное правило и т.п., т.е. списывание выполняет второстепенную роль, а главным оказывается то дополнительное задание, формулируемое в учебнике или учителем.

В практике обучения русскому языку списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий грамматического, лексического или словообразовательного характера. Это позволяет отработать применение орфографического правила, поскольку сам характер требует актуализации тех грамматических, фонетических или словообразовательных знаний, которые составляют теоретическую основу формируемого орфографического навыка.

Приведем примеры таких заданий:

  1. Списать, найти однокоренные слова, выделить в них корень, обозначить ударение.
  2. Списать, вставляя пропущенные буквы. Какая часть слова не дописана?

Укажите часть речи, падеж, объясните написание.

  1. Списать, вставить в текст подходящее по смыслу слово, выбирая из слов, данных в скобках.
  2. Выборочное списывание (списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания, состоящие из имени существительного и имени прилагательного и т.п.).

Существуют ПАМЯТКИ для учащихся и их родителей по обучению списыванию. Первая предложена М.С.Рождественским:

  1. Сначала прочитай, что списываешь, всмотрись в слово и его буквы, снова прочитай по слогам, подумай, понимаешь ли ты, что пишешь.
  2. Постарайся запомнить, как пишется целиком.
  3. Прочитай слово и теперь уже пиши его.

А вот еще одна памятка, разработанная Т.Г. Рамзаевой:

  1. Прочитай слово по слогам так, как оно пишется.
  2. Пиши, диктуя себе по слогам.
  3. Проверь: прочитай слово в тетради и это же слово в учебнике.

В данных памятках явно прослеживается стремление сделать списывание осмысленным и сознательно регулируемым.

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Ваш ребёнок забывает, путает, неправильно пишет буквы, то ему можно и нужно помочь, так как в дальнейшем могут возникнуть значительные трудности в овладении грамотой, а именно: при чтении, списывании, письме под диктовку, потому что образ нужной буквы, либо вообще не всплывает, либо всплывает со значительным опозданием.

Если же ваш ребёнок уже ученик, и он испытывает значительные трудности при соотнесении печатной и письменной буквы, буквы и звука её обозначающего, смешивает буквы со сходными по написанию, с трудом запоминает цифры, пишет их «зеркально», а также испытывает трудности при овладении чтением и письмом, то эта информация для вас.

Причин может быть несколько:

  • недостаточная  сформированность  пространственно-временных представлений  (у дошкольников это обязательно будет сказываться на формировании связной  речи, а у школьников – на развитии навыков чтения и письма);
  • недостаточно развитое зрительное восприятие (при хорошем зрении)проявляется в  трудностях различения таких букв, как З, С, Я и др.;
  • недостаточная  сформированность  кинетического праксиса  (трудности переключения движений с одного элемента буквы на другой), что проявляется в замене букв, похожих по начертанию: б-д, в-д, и-уа-ош-щм-лп-т, н-к  и др., такие же замены букв могут быть и при чтении: б-д ,а-о, и т.д;
  • недостаточнаясформированностьфонематического восприятия (ребёнок не различает звуки, близкие по акустико – артикуляционным признакам: звонкий-глухой, свистящий-шипящий, аффрикаты и их оставляющие), и на письме это проявляется через замену букв, обозначающие эти звуки: б-п, д-т, в-ф, ж-ш, ш-с, ч-ц, ц-с и т.д.;
  • недостаточное развитие слухоречевой памяти, оперативной памяти ( когда не удерживается образ буквы в памяти, не соотносится печатная буква с письменной;

Следует проверить:

  1. Ориентируется ли Ваш ребёнок в схеме собственного тела, различает  ли понятия «право»,  «лево», «справа», «слева, «верх», «низ», ориентируется ли на листе бумаги.
  • Ребёнок должен правильно выполнять задания:
  • покажи своё левое ухо, правую ногу, правый глаз;
  • расскажи, что ты видишь справа от себя, слева от себя;
  • как называется эта рука (например, правая);
  • как называется эта нога (например, левая)
  • покажи левую сторону листа, а эта, какая сторона листа (например, правая) и т. д;

Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону, это может быть следствием несформированности   пространственных  представлений, либо вследствие нарушения зрительного восприятия. 

  1. Умеет ли ваш ребёнок складывать разрезные картинки, картинки из кубиков?

Если он затрудняется, то это может быть следствием недоразвития зрительно-пространственного анализа. В таком случае следует начать обучение из 4-х кубиков, или одной картинки, разрезанной  по горизонтальным  линиям сначала на 2 части, потом  на четыре и т.д. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия с различными «конструкторами», «строителями», мозаиками, нахождение спрятанных (наложенных друг на друга) предметов.

Чтобы ребёнку легче было запомнить буквы, воспользуйтесь следующими  приёмами:

  • обводка ребёнком букв, написанных взрослым и называние их (следует учитывать тот факт, что пока ребёнок не овладел чтением ему нужно представлять букву, называя звук, например, ни ЭР, а [Р], ни ЭМ, а [М];
  • письмо букв по контуру, нарисованных взрослым;
  • взрослый пишет букву большого размера, а ребёнок раскрашивает её.
  • Сравнение букв, её элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Вместе со взрослым можно придумать на что буква похожа, нарисовать предмет и раскрасить его ребёнком, например, буква Н похожа на лесенку. Выучить стишок  «На букве Н сижу как на  лесеНке и распеваю  песеНки;
  • взрослый пишет букву большого размера, а ребёнок намазывает её пластилином, повторяя её название;
  • конструирование букв из палочек, фасоли, пуговиц, верёвочек, проволоки и  т.д;
  • взрослый вырезает  букву из наждачной бумаги, а ребёнок  ощупывает и   называет  её(сначала проводит пальчиком по букве, называя её, а потом ощупывает с закрытыми глазами и называет букву). Т.о. к зрительному запоминанию присоединяется память двигательная и тактильная (запоминание ощущений от движений);
  • лепка ребёнком буквы из пластилина;
  • вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым;
  • написание широким жестом всех изученных букв в воздухе, на руке;
  • написание буквы на спине ребёнка и называние её (развивается двигательная память);

Если  Вашему ребёнку всё же трудно запомнить буквы, он их путает, не может вспомнить, как называется та или иная буква, а в школе на письме вместо одной буквы пишет другую, с трудом овладевает  навыком чтения и письма, то это прямой повод обратиться за помощью к  школьному учителю-дефектологу пункта-коррекционно-педагогической помощи. 

Успехов Вам и  Вашему ребёнку

 

 

Добавить комментарий