Грамматика – это наука о строе языка, о его законах, которая объединяет словообразование, морфологию и синтаксис. Она помогает преобразовывать наши мысли в материальные объекты или действия, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих, а для ребенка имеет особое значение в обучении:
1) Только правильно оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
2) Речь начинает выполнять функцию сообщения, когда ребенок овладевает монологической формой речи.
3) Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.
4) Она оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. К. Д. Ушинский назвал грамматику логикой языка.
5) Также оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
Нужно соблюдать некоторые условия для успешного формирования грамматического строя. Во-первых, правильно организовывать предметную деятельность, так как в ней устанавливаются связи между предметами, выраженными в нужной грамматической форме; во-вторых, дети должны ежедневно разговаривать со взрослыми и своими сверстниками; в-третьих, проводятся специальные речевые занятия и выполняются упражнения, на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Особенности. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Ребенок следит за речью окружающих, делает выводы, обобщает и начинает подчиняться определенным правилам употребления слов, но иногда возникают проблемы с выбором нужных грамматических форм (например, «Мама купила мне конфета» также, как и «Мама купила мне кровать»).
Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А. Н. Гвоздевым:
- Морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 г. 4 мес.).
- У детей вызывает затруднение усвоение того, что не ясно по значению.
- К трем годам ребенок усваивает грамматическую систему родного языка.
Есть 3 периода в формировании грамматического строя русского языка:
- Первый период – период предложений, состоящих из неизменяемых слов-корней. Ребенок (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.) использует их в одной форме во всех подходящих случаях. Сначала предложение состоит из одного слова (бух; мяу), потом из нескольких неизменяемых слов (дай пять)
- Второй период – дети (от 1 г. 10 мес. до 3 лет) начинают замечать связь между словами в предложении. В отличии от предыдущего этапа, ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Усваиваются многие грамматические формы.
3.Третий период – дети (от 3 до 7 лет) осваивают типы склонений и спряжений. Наивысшей точки употребления простых распространенных предложений ребенок достигает в пять с половиной лет.
При словообразовании особо выделяется такое явление как словотворчество детей. Оно говорит об активном усвоении детьми грамматического строя, проявляется процесс формирования правил, обобщений. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 4 лет до 6 лет. К концу дошкольного возраста снижается интенсивность словотворчества.