Рекомендации педагогам по организации контрольно-оценочной деятельности на уроке в условиях компетентного похода

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Контроль и оценка в условиях компетентностного подхода обеспечивают способность к самостоятельной организации и регуляции действий. 

Самоконтроль рассматривается и как необходимое условие успешности обучения, т.к. не просто активизирует процесс учения, расширяя возможности усвоения, а приводит к новым формам активности в виде самоорганизации, что и влияет на воспитание личности ученика, определяя его самосознание.

Цель предварительного контроля: научиться проверять уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач. Учащиеся проигрывают различные способы действий и сопоставляют их с ожидаемым результатом. Прежде чем проиграть самим, проигрывают с учителем, с его вопросами, обсуждают в группе.

Рекомендуется использовать следующие приемы организации предварительного контроля:

  1. Ориентировка 

До начала работы. Сможете ли выполнить задание (упражнение, задачу). Трудно ли оно для вас? В чем именно заключается трудность? Что будете учитывать? С чего начнете? Из каких этапов будет состоять работа? Как будете выполнять задание? В какой последовательности? Что может получиться? Какие ошибки, трудности могут встретиться? Составьте алгоритм (последовательность действий) работы. В какой форме можно выполнить задание? Каков более рациональный способ выполнения? Какая помощь может понадобиться? Какие средства? Что можно применить? Если в упражнении несколько заданий, обращается внимание на них. Какое задание необходимо выполнить первым, вторым и т.д.? Почему? Какое из заданий (вопросов) будет главным (соответственно теме, задачам урока)? Почему? Какое из заданий будет трудным? Почему? Как будем проверять? В какой форме? С помощью чего? Что нам может помочь? (Учебник, памятка, вопрос, правило, образец, готовая таблица, схема, словарь, товарищ, учитель). Представьте, с чего начнете выполнять? (планирование действий). Какой шаг может быть трудным, надо ли здесь быть внимательным? Полезно ли обсудить эту проблему парой, в группе, индивидуально? Почему?

Со временем эти вопросы как бы переходят во внутренний план действий учащихся.

  1. Определение плана и хода выполнения задания по памятке, алгоритму.

С чего лучше начать? (Обсуждаем вместе с детьми; в дальнейшем опираемся уже на выработанный алгоритм действий).

  1. Взаимо- и самоинструктаж.

Как лучше выполнить? Подготовьте инструкцию по выполнению задания (можно только к наиболее сложной части работы), предложите ее соседу по парте (классу).

  1. Анализ материала, с которым работает ученик,в частности, включает соотнесение с темой, способом действий.
  2. Погружение в задание.
  3. Фиксирование ошибочного действия требует подчеркнуть, выделить сложности, которые требуют особого внимания.
  4. Предупреждение ошибок.

С точки зрения учащихся предварительный контроль заключается в получении ответов на следующие вопросы:

По силам ли мне это задание? Смогу ли я его выполнить? На что обратить внимание? Какого рода ошибки я могу допустить? Как лучше выполнить это задание? В какой форме? Нужна ли мне помощь и какая? Что мне понадобится для его выполнения? В каком месте необходимо быть внимательней и почему?

Процессуальный контроль сопровождается оценкой: ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.

Приемы:

  1. Проговаривание или комментирование (свернутое или развернутое). Проводится на подготовительном этапе усвоения (с новым вычислительным приемом, с любым видом языкового разбора). Важно, чтобы дети поняли, что значит сопровождать (т.е. выполнять действие и одновременно комментировать его).
  2. Сопровождение скобками.Ученик ставит скобки в том случае, когда необходимо сделать обобщение чего-либо.
  3. Один выполняет, другой объясняет (комментирует его действия).
  4. Ставить вопросы (вести запись, делать пометки) по тексту по ходу чтения.
  5. Работа с текстом с использованием пометок.По ходу работы на рабочей закладке дети учатся отмечать условными значками главные моменты: основную мысль, главные слова, границы частей, учатся озаглавливать каждую часть, находить порядок вопросов, ответы на вопросы и т.д. Полученные замечания можно сравнить с соседом по парте, несовпадение обсудить.
  6. Составление модели, плана – рисунка, схемы, таблицы:

1 вариант: дать недоработанную схему, модель, таблицу, предложив доработать, откорректировать, убрать лишнее.

2 вариант: дать пустую структуру схемы, модели, пустые столбцы таблицы, предложив заполнить содержанием. Сравнить и обсудить с товарищем.

  1. Составление плана действий (алгоритмическое предписание).

При составлении любого правила (в группе, индивидуально) учащиеся устанавливают порядок действий по применению…, по определению…, и т.д. Обосновывают и сравнивают результат с другими группами. После этого проводят тренировочные упражнения (как бы оценивают свой план последовательных действий в работе), сверяя затем с действиями, которые даны в учебнике в виде правила, образца рассуждения, последовательности действий.

  1. Пометки на полях(-) – не знаю(?) – не понимаю(!) – новое, знаю(Г) – главная мысль и т.д.
  2. Прием разноцветных поправок.Учащиеся по «цепочке» (в паре, тройке, четверке) передают запись для проверки. Каждый, кто проверяет, делает поправки разным цветом. Затем учащиеся обсуждают разногласия. Начинать работу лучше с одного предложения.
  3. Фиксирование работы в технологической карте (инструкции)«Ставят значок (+), если эту операцию сделал».
  4. Консилиум (групповая форма работы)Обсуждение: как ты будешь работать над ошибками? (найти ошибкуисправить еевыявить причину ошибкиобъяснить способ работы над ней.)
  5. Прием провокации.
  6. Учитель дает детям задание поставить дополнительные вопросы или вопросы продуктивного характера.

Для этого учитель предлагает при чтении внимательно следить, есть ли в тексте объяснение причины явления, значения факта. Если в тексте объяснения отсутствуют или недостаточны для понимания изучаемого явления, то следует поставить к тексту свой вопрос. Собственные вопросы помогают выяснить смысловые затруднения в отрывке текста или в отдельной фразе.

  1. В процессе работы со стороны учителя могут звучать подсказки:на каком этапе находишься? Как можешь себя проверить? Что надо учитывать? Есть ли другие способы решения этой задачи? Позднее эти вопросы в процессе работы ребенок привыкает задавать самому себе.

Процессуальный или пооперационный контроль, когда один или несколько учеников выполняют действие по алгоритму (схеме, памятке), а остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции: (+) – правильно, (?) – не совсем, неточно, (-) – неправильно. Так постепенно учащиеся усваивают образцы действий и эталоны ответов.

Главное в итоговом контроле (по результату, по завершению задания) вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали: над чем мы работали? Что надо было сделать? Как мы решали эту задачу?

Приемы: Анализ (после работы). Экспертиза.  Проверка: сравнение с образцом, наложение, орфографическое прочтение, сравнительное прочтение по ролям, вернуться к заранее поставленным вопросам. Установление последовательности вопросов (на доске учителем, нескольких ответов товарищей). Редактирование (восстановление части, текста)Составление плана после прочтения текста и соотнесение с текстом (то же со схемой, опорным сигналом.) Сравнение или сопоставление схем (таблиц, правил или образцов рассуждения, которые выработали в группах). Распределение функций. Обсуждение и согласование на основе оценивания, кто отвечает за первую часть, кто – за вторую и т.д. (кто может выступать «знатоком»)«Исправь ошибки».

Вопросы в начале урока – учащиеся учатся ставить задачи:

– Хочу узнать (научиться)?

– Что должен узнать, научиться делать?

В конце урока фиксация значком (+) тех умений и навыков, которые планировал освоить.

Вопросы «после работы»:

  • Какие цели, задачи были реально достигнуты?
  • Трудным ли было это задание? В чем его трудность?
  • Успешно ли вы с ним справились?
  • Трудно ли было проверить себя?
  • Каким способом работали? Какие способы можно применять еще?
  • Какой способ работы был самым успешным? Почему?
  • Как ты сможешь проверить себя сейчас? На что будешь опираться?
  • Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения?
  • В каких ситуациях это может тебе пригодиться?
  • Над чем стоит еще поработать? Какие проблемы еще нужно решить?
  • Какую задачу можно поставить для себя (для класса)? Почему?
  • Как вы оценили свою работу?
  • Как справился с этим заданием твой одноклассник? Какие трудности он испытывал? Что бы ты ему посоветовал?

Эти вопросы необходимо включать в контрольно-оценочный или, иначе говоря, в рефлексивно-оценочный блок.

Действия контроля и оценки встречаются в каждом из компонентов учебной деятельности, они взаимосвязаны и друг без друга почти не существуют. При этом чаще применяются предварительный и процессуальный контроль.

Приобретенные умения и навыки самоконтроля совершенствуются в ходе взаимоконтроля в различных видах деятельности.

Важным шагом является самооценка работы до проверки учителя. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.

Рекомендации по организации самооценки:

  1. Самооценка ученика обязательно предшествует оценке учителя.
  2. Применяются оценочные суждения. (по определенным критериям, которые были заранее разработаны учителем вместе с детьми учащиеся комментируют ответ, ученик внимательно выслушивает эти оценки и затем   оценивает сам себя. После этого работу оценивает учитель.)
  3. Без критериев учебная деятельность будет не мотивированной. Критерии не должны быть «спущены» сверху. Обсуждение их идет совместно с детьми. Они должны быть четкими, ясными, не громоздкими, понятными. На первых этапах нет смысла брать много критериев, достаточно 1-2, которые определяют это умение (в целом в начальном звене достаточно 2-4 критериев).
  4. Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки устных ответов удобен следующий прием. Учитель дает развернутую содержательную оценку ответа ученика (т.е. формулирует оценочное высказывание), из которой школьники вычленяют требования, предъявляемые к данному виду ответа; эти ответы и являются критериями оценки устного ответа. Например, после того как учащийся составил ответ об имени прилагательном как части речи, учитель говорит классу: «Послушайте внимательно, как я буду оценивать ответ, и попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются.
  5. Критерии оценки «ответа на тему»

– Правильность ответа.

– Его полнота.

– Наличие примеров.

  1. Критерии оценки «ответа – действия».

– Правильность выполнения каждого действия (желательно такой общий критерий развернуть и показать «Что значит правильность?»)

– Соблюдение нужного порядка действий.

– Самостоятельность выполнения.

  1. Оценивание работ с помощью критериев учителем должно обсуждаться здесь же на уроке с каждым учащимся, когда можно к каждому подойти постепенно, а иначе это будет формальная работа. Класс делится на группы. Каждая группа обсуждает те качества или умения, которые являются важными при выполнении задания.
  2. Помогают формированию оценочных действий учащихся вопросы учителя:

– Как ты думаешь, прав ли …? Почему ты так считаешь?

– Можно ли считать ответ верным? Полным?

– Чтобы ты еще добавил к ответу? Убрал?

– Что является главным в ответе?

– Что можно оценить?

– Какие качества можно выделить?

Основой контрольно-оценочных действий является развитая учебная рефлексия учащихся. Анализ действий, границ между знанием-незнанием необходимо включать во все виды контроля, это позволит классу, а потом и отдельному учащемуся, определять границы своих знаний и применения известных им способов действия, устанавливать «разрыв» в своих знаниях (т.е. задать себе вопрос «А что я не знаю? Что мне нужно знать для того, чтобы решить эту задачу?) и тем самым провоцировать постановку новой учебной задачи.

Развитию рефлексии способствуют диалогические формы обучения и педагогика сотрудничества. Рефлексивные действия могут носить как внешний характер («С чем я столкнулся? Какая мера помощи мне понадобиться? Что я буду делать? Как я буду делать?»), так и внутренний характер («Самым сложным на уроке было …», «Самым удачным …», «Мне хотелось бы изменить …»). Рефлексивный контроль может обретать форму графическую в виде знаков «+» или «-», которые ставятся (показываются на пальцах).

В процессе работы со стороны учителя могут звучать негромкие вопросы учащимся, которые не всегда сопровождаются ответами:

  • На каком этапе находишься?
  • Как можешь себя проверить?
  • Что надо учитывать?
  • Есть ли другие способы решения этой задачи?

Позднее эти вопросы в процессе работы ребенок научится задавать самому себе или учителю. По структуре учебной деятельности – это исполнительский блок: учебные действия по реализации плана, которые сочетаются с процессуальным (пооперационным) контролем.

Добавить комментарий