Значимость системы профессионально-технического образования для Республики Беларусь определяется профессионально-квалификационной структурой занятого населения, в которой рабочие традиционно составляют около 58%. На постсоветском пространстве наша страна почти единственная, которой удалось сохранить систему профессионально-технического образования, и не только сохранить.
Постоянная государственная поддержка учреждений профтехобразования позволила обеспечить высокую конкурентность этого уровня образования по сравнению с подобной начальной профессиональной подготовкой других государств. И потому не удивительно, что к нам едут перенимать опыт соседи, которые стремятся отстроить разрушенную после распада СССР систему подготовки рабочих кадров.
За последние годы в регионах республики удалось установить хорошие связи между учреждениями профтехобразования и организациями-заказчиками кадров. Объемы договорной подготовки увеличились почти до 90% относительно приема, стали стабильными прием и выпуск учащихся. Интерес нашей молодежи к обучению в учреждениях профтехобразования сохраняется и потому, что около 98% выпускников ПТУ получают направление на работу, да и в службах занятости доля рабочих вакансий составляет около 80%. Повышает мобильность выпускников ПТУ на рынке труда возможность получить за время учебы несколько профессий в рамках одной специальности. Поэтому число выпускников ПТУ среди зарегистрированных безработных за последние 15 лет упало в 8 раз и составляет всего около 2% (кстати, этот показатель среди выпускников вузов увеличился в 2,5 раза). Роль профессионально-технического образования будет возрастать, поскольку с развитием социально-экономического комплекса страны повышается потребность в подготовке квалифицированных рабочих кадров. Сейчас основной задачей для развития профессионально-технического образования является подготовка по новым профессиям на основе анализа потребностей рынка труда, так как к этому времени некоторые ПТУ ведут подготовку маловостребованных региональными рынками труда ткачей, поваров, швей-мотористок, парикмахеров, в то время как наблюдается нехватка операторов сельхозпроизводства, строителей, машинистов бульдозера и экскаватора, сантехников и других. Ежегодно обучение проводится по 60-80 профессиям и специальностям, перечень которых изменяется и дополняется с учетом ситуации на рынке труда.