Чем и как помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья? Этот вопрос возникает у родителей сразу, когда появляется на свет такой «особенный ребёнок». И параллельный вопрос – как и где он получит образование? Сегодня ответ есть.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Система инклюзивного образования получила своё развитие в нашем образовательном учреждении. Уже сегодня мы можем привести некоторые примеры её успешного внедрения.
За все годы практики в инклюзии сложилась принимающая атмосфера всех участников процесса.
Идея инклюзивного обучения привнесла качественные изменения во взаимоотношения учителей, учеников, родителей.
В настоящее время в школе команда специалистов психолого-педагогического сопровождения, готовая принять и включить любого ребёнка с особенностями в общеобразовательную среду и реализовать его право на получение качественного образования.
Мы убеждены, что у особого ребёнка особые образовательные потребности. Ему необходимо больше человеческого тепла, энергии и ярких эмоций и впечатлений.
Работа школы в направлении реализации инклюзивного обучения заключается в следующем:
— Создание адаптированных основных образовательных программ начального и основного общего образования для детей с особенностями.
- В школе несколько «особых» учащихся, и приходится одному учителю разрабатывать несколько планов работы, для каждого индивидуально.
— Проведение диагностики; выявление зоны ближайшего и актуального развития ребенка.
— Осуществление коррекционно-развивающей деятельности (индивидуальные занятия с учителем-дефектологом и психологом).
— В принятии идеи инклюзивного образования помогает сопровождение ребенка помощником воспитателя. Он помогает ребенку с особенностями развития адаптироваться в школьной среде и проявить свои способности. Помощник находится рядом с ребенком в течении всего учебного дня, способствует включению ребенка в учебный процесс помогая ребенку раскрыться и освоить учебный материал. Кроме того, он помогает выстраивать отношения школьника с другими детьми, что немаловажно.
— Создание «безбарьерной» среды: учебное пространство — рабочее место, санитарно-гигиеническая комната, оборудование — пандус, подъёмник, благодаря которому реализуется базовая потребность инклюзии — безопасность.
Стоит только захотеть вам предоставят:
— консультации для родителей и учителей по поводу психологических особенностей ребёнка, особенностей коммуникации и поведения, дифференциации целей и подходов, применения адаптированных методов;
— сотрудничество с родителями;
В настоящее время одной из актуальных проблем в развитии инклюзивного образования является: некоторые специальные программы не обновлялись более 10 лет.
Для повышения своего профессионального мастерства педагоги проходят курсы повышения квалификации. Изучаются различные программы и технологии работы с детьми с особенностями, чтобы создать индивидуальную программу развития ребенка.
Так же проводится мониторинг толерантного отношения обычных детей к учащимся с ОПФР, где мы узнаём, что благодаря проделанной работе социализация у наших особенных детей проходит успешно.
Наши дети с особенностями психофизического развития учатся и ежедневно общаются с одноклассниками, по возможности принимают участие во всех школьных событиях.
Да, бывало трудно, были ошибки… А кто сказал, что накопление практического опыта проходит легко? Не ошибается тот, кто ничего не делает. Если хочется чего-то достичь, то в команде единомышленников всегда преодолеешь все препятствия!
В школе сложилась система, которая непосредственно взаимодействует с ребёнком, видя его «микроскопические» достижения, а, главное, показывает эти достижения его родителям и педагогам.
Это место, где всегда можно найти поддержку, взаимопонимание, а порой и критичное отношение коллег.
Среди коллег окрылённых одной общей идеей возникает желание познавать и покорять новые вершины инклюзивного образования.
И нам хочется идти дальше и дальше. Вместе с коллегами, вместе с «новой» системой образования, где есть место для всех.
Говорят, у человеческой мечты есть одно интересное свойство: она всегда сбывается! При долгой, терпеливой работе по социализации детей с особенностями развития рано или поздно обязательно будет результат.