«Закон и ответственность несовершеннолетних»
Вряд ли можно найти такого родителя, который не хотел бы, чтобы его ребенок-подросток был самостоятельным и ответственным. Все мы желаем своим детям только лучшего, хотим, чтобы они были лучше нас, чтобы они не наступали на те же «жизненные грабли», на которые в свое время наступали мы. Однако, вот в чем парадокс: очень сильное желание родителя уберечь от жизненных неудач своего подростка, оказывает последнему «медвежью услугу». Так как же сформировать настоящую ответственную позицию к жизни у молодого поколения в подростковом возрасте? Ведь никто не поспорит с тем, что в этом и заключается воспитательная работа родителей. Именно эту тему мы обсудим.
В нашем обществе, увы, принято сравнивать ответственность за собственные поступки с тяжелой ношей, которая через некоторое время обязательно придавит к земле своего хозяина. Возможно, что многие из взрослых неосознанно сравнивают личную ответственность с уголовной и административной ответственностью, и именно поэтому понятие ответственности у нас не в моде. Это, конечно же, шутка, однако не лишенная доли жизненной правды. Чтобы сформировать ответственную позицию у подростка по отношению к своим поступкам, следует ее всячески поощрять, находить в ней интерес и обязательно подкреплять высказываниями: «ответственность – удел личностей, сильных людей!», «быть ответственным за свои поступки – это очень интересно, потому что ты сам являешься создателем собственной судьбы. А что же может быть лучше?». Лишь только получая удовольствие, удовлетворение от собственной ответственности, подросток будет способным брать эту ответственность на себя.
Ответственность – это осознанность.
Осознанно делать выбор в пользу определенного действия или бездействия.
Я ушел с урока, потому что я захотел погулять.
А не: Я ушел с урока, потому что Федя предложил погулять.
Осознавать возможные последствия.
Я опоздал, потому что я поздно вышел.
А не: Я опоздал, потому что пробки на дорогах.
Отвечать за свои поступки
Я написал контрольную на два, я подготовлюсь и исправлю.
А не: Я написал контрольную на два, ну и что.
Осознавать свой вклад в случившееся, думать о своих действиях, а не о чужих.
Я подрался с Петей, потому что я разозлился и не смог сдержаться, когда он назвал меня дураком.
А не: Я подрался с Петей, потому что он обзывал меня и полез на меня с кулаками.
«Ответственность – это осознанное поведение, это проявление сознательности в своих поступках. Это не перекладывание своих проблем на чужие плечи, не обвинение других, не представление себя в качестве жертвы, а позиционирование себя как самостоятельной личности, понимающей результат своего действия или бездействия» (Определение с просторов Интернета)
Одной из возрастных задач подросткового периода является принятие ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свою жизнь и ПОСЛЕДСТВИЙ своих поступков.
Как помочь подростку в решении этой задачи?
- Делиться своим опытом;
- Задавать вопросы: «как ты думаешь, что будет если….?»;
- Разбирать ситуации, отделять «зерна от плевел», показывать, где начинается его ответственность, а где – другого человека.
Детей и подростков убивает новый тренд TikTok!
В соцсетях вирусится новый опасный тренд «хромирование», ориентированный на детей и подростков!
В видеороликах в TikTok их учат дышать токсичными парами бытовых предметов, чтобы получить опьянение. Эти видео набирают более 25 млн. просмотров, что говорит об их популярности у подростков. В большинстве роликов фигурировали маркеры, на втором месте — баллончики со сжатым воздухом, а на третьем — лак для ногтей.
Волна деструктивного контента может привести к повышению интереса и нормализации восприятия такого поведения. Для подростка, решившего присоединиться, все может закончиться отравлением, в том числе с летальным исходом или серьезными заболеваниям.
Особую тревогу вызывает то, что используются предметы, которые есть дома у каждой семьи, и ребенок легко может их взять. Токсикоманию по очевидным причинам нельзя предупредить запретами и изъятиями, поэтому будьте внимательными к вашим детям, формируйте критическое мышление и навыки цифровой гигиены.
Флэты и вписки становятся местом притяжения для подростков, желающих повеселиться самостоятельно, без контроля взрослых, так сказать, по своим правилам. Накануне больших выходных в ноябре 2024 года старший инспектор по особым поручениям отдела профилактики управления охраны правопорядка и профилактики ГУВД Мингорисполкома Захар Сукало рассказывал, какие опасности могут поджидать несовершеннолетних на таких вечеринках и как родителям позаботиться о безопасности своих детей.
Как правило, время и место для очередной молодежной вечеринки подростки находят в соцсетях в определенных группах и сообществах. Впиской могут быть как дружеские посиделки с чаем и настольными играми, так и набитая до отказа незнакомцами квартира с алкоголем.
— Прошлым летом чуть не произошла трагедия. Четыре девочки 12–13 лет купили бутылку водки и выпили ее дома у одной из подруг, пока взрослые были в отъезде. В результате одна из них пыталась выпрыгнуть в окно. Это увидел прохожий и тут же вызвал милицию. Наряд подоспел вовремя. Подростки получили серьезное пищевое отравление, и им необходима была медицинская помощь. Девочки попали в реанимацию в тяжелом состоянии, — рассказывает правоохранитель.
Еще один случай, где фигурировала бутылка водки, произошел в Гродно. Три 14- и 16-летние школьницы пришли в гости к знакомым взрослым парням на съемную квартиру. Родителям девочки сказали, что будут вместе делать уроки. Между тем молодые люди о возрасте подруг не знали и предполагали, что общаются с совершеннолетними. Ночью, когда парни спали, девушки взяли из холодильника водку и выпили. Затем одна из них решила выбросить бутылку, но не в мусорное ведро, а в окно. Бутылка приземлилась на капот припаркованного автомобиля Geely. Ущерб оценили в 1300 рублей. В отношении школьницы возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство», а молодых людей привлекли к административной ответственности за «вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение».
Уголовным делом закончилась еще одна вечеринка, проходившая в Минске. Началось все с обращения в милицию жителя Партизанского района, окно которого повреждено выстрелом. Виновником оказался 19-летний неработающий минчанин. У себя дома он проводил вечеринку, после пары рюмок спиртного стал демонстрировать гостям свой пневматический пистолет, который недавно приобрел. Он подошел к окну квартиры и выстрелил: попал в окно заявителя и повредил стеклопакет.
— Не раз флэты приводили к краже. Один из случаев: внучка 63-летней минчанки, пока той не было дома, устраивала вечеринки. На одной из них она похвасталась, что в плюшевом медведе хранится крупная сумма денег. Один из друзей девушки, 17-летний минчанин, рассказал об этом 19-летнему приятелю. Они решили похитить сбережения, взломав дверь ломом и отверткой, — рассказывает правоохранитель.
Родителям следует научить детей элементарным правилам безопасности, которые помогут им избежать неприятностей:
— Предупредите своих детей, что нельзя ездить на вписки к незнакомцам из интернета, употреблять алкоголь и тем более наркотики. Объясните, что не стоит оставлять личные вещи без присмотра. Также следует полностью зарядить мобильный телефон и поставить контакты родителей на быстрый набор. Старайтесь почаще контролировать ребенка: звоните ему, интересуйтесь, где он и с кем. Если сомневаетесь, попросите отправить геометку своего текущего местоположения или связаться с вами по видеосвязи. Также важно знать круг общения несовершеннолетних и установить с ними доверительные отношения.
ЧЕМ ОПАСЕН ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ?
В интернете можно найти информацию и иллюстрации практически на любую тему. Необходимо обеспечить защиту детей от контактов в интернете с нежелательными людьми, от знакомства с материалами недетской тематики или просто опасными для детской психики, от вредоносных программ и интернет-атак.
Так как дети по своей наивности, открытости и неопытности, не способны распознать опасность, а любознательность детей делает их крайне уязвимыми в интенет-пространстве, об их безопасности, в первую очередь, должны беспокоиться родители.
ОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ВИДА:
- Доступная для детей негативная информация.
- Противоправные и социально опасные действия самого ребенка.
- Целенаправленные действия третьих лиц в отношении ребенка.
Наиболее опасные в сервисах интернет-общения:
- Педофилы, для которых дети становятся объектами развратных действий и преступлений против половой неприкосновенности.
- Сектанты, навязывающие нетрадиционные, асоциальные отношения и ценности.
- Интернет-аферисты (мошенники, онлайн-игроки и пр.), прививающие детям склонность к азартным играм, выманивающие у детей конфиденциальную информацию о родителях и уровне материальной обеспеченности семьи, а также ставящие ребенка в материальную и иную зависимость.
- Кибербуллеры унижают и «травят детей». Кибербуллинг набирает обороты как со стороны злоумышленников, так и среди подростковых социальных групп.
Среди детей приобрели моду суицид и игры со смертью, селфхарм (самоповреждение), анорексия, экстремальные селфи, а также различные радикальные движения: против родителей и семьи, школ и педагогов и прочее.
Более половины детей сталкивается с интернет-угрозами, не ставя в известность родителей, в ряде случаев, боясь их, в ряде случаев, не доверяя.
Как правило, родители не уделяют большого значения интернет-безопасности и интернет-воспитанию детей.
В интерактивном мире дети могут быть так же беззащитны, как и в реальном. Поэтому важно сделать все возможное, чтобы защитить их.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Расположить ребенка к доверительному диалогу по вопросам интернет-безопасности. Объяснить, что Интернет является не только надежным источником информации, но и опасным собеседником, а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.
- Установить с ребенком «правила» работы с компьютером и гаджетами, временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что Интернет, в первую очередь, является средством развития и обучения, и только второстепенно — развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.
- Ввести ограничения по использованию гаджетов. Дошкольникам, а также ученикам младших классов мобильный Интернет не нужен в повседневной жизни.
- Запретить общение с незнакомыми людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице!
- Привить культуру поведения в IT-пространстве, постоянно осуществляя интернет-воспитание ребенка.
- Надлежащим образом настроить компьютерную технику ребенка. Использовать контент-фильтры, затрудняющие посещение определенных видов ресурсов на уровне оператора связи и на уровне операционной системы. Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а соцсети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне!
- Контролировать деятельность ребенка с компьютером и гаджетами, в частности, при помощи средств родительского контроля. При этом, ребенку нужно объяснить, что Вы это делаете для того, чтобы предотвратить опасность, и что на это имеете полное право. Знайте, что дети способны удалять историю переписки и посещения сайтов, существует множество средств родительского контроля, которые необходимо использовать для того, чтобы обезопасить своего ребенка.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТИ:
- Расскажите своим детям о потенциальных угрозах, с которыми они могут столкнуться в интернете.
- Если возможно, поставьте компьютер в общей комнате.
- Постарайтесь проводить время за компьютером всей семьей.
- Попросите детей рассказывать обо всем, что вызывает у них неприятные чувства или дискомфорт при посещении интернета.
- Ограничьте материалы, доступные детям через компьютер.
Вам помогут сделать это антивирусные программы и сами браузеры.
Так например, Internet Explorer включает компонент Content Advisor, а Kaspersky Internet Security компонент «Родительский контроль».
- Объясните детям, что им разрешено, а что запрещено делать в интернете:
- регистрироваться в социальных сетях и на других сайтах;
- совершать покупки в интернете;
- скачивать музыку, игры и другой контент в интернете;
- использовать программы мгновенного обмена сообщениями;
- посещать чаты.
Если детям разрешено использовать программы мгновенного обмена сообщениями или посещать интернет-чаты, расскажите им об опасностях общения или отправки сообщений людям, которых они не знают и которым не доверяют.
- Установите надежную антивирусную программу, способную защитить компьютер от вредоносных программ и хакерских атак. Многие продукты для обеспечения безопасности в интернете сочетают в себе возможности антивирусной защиты и расширенные функции родительского контроля, которые помогают защитить детей, когда те находятся в интернете.
Контроль переписки через социальные сети с помощью функции «Родительский контроль» позволяет:
- сформировать списки контактов, переписка с которыми будет разрешена или запрещена.
- задать ключевые слова, наличие которых будет проверяться в сообщениях.
- указать личную информацию, пересылка которой будет запрещена.
Если переписка с контактом запрещена, то все сообщения, адресованные этому контакту или полученные от него, будут блокироваться. Информация о заблокированных сообщениях, а также о наличии ключевых слов в сообщениях выводится в отчет. Для каждой учетной записи пользователя компьютера можно посмотреть краткую статистику переписки через социальные сети, а также подробный отчет о событиях.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ХЕШ-ТЕГИ:
ЕСЛИ НА КОМПЮТЕРЕ И МОБИЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА НЕ УСТАНОВЛЕН РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ, НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:
- Подросток не высыпается, даже если рано ложится спать – проследите, спит ли он в ранние утренние часы.
- Рисует китов, бабочек, единорогов.
- Состоит в группах, содержащих в названии следующее: «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в4.20», «f57», «f58», «Тихийдом», «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего…», «домкитов», «млечныйпуть», «150звёзд», «ff33», «d28», «хочувигру».
- Закрыл в Контакте доступ к подробной информации, в переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы “разбуди меня в 4.20”, “я в игре”. И совсем уж страшно, если на стене появляются цифры, начиная от 50 и меньше.
- Переписывается в вайбере (и др. мессенджерах) с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.
ПОМНИТЕ! САМОЕ ДОРОГОЕ, ЧТО ЕСТЬ В НАШЕЙ ЖИЗНИ – ЭТО НАШИ ДЕТИ!
Современные тенденции преступности: ее рост, значительное омоложение, увеличение доли тяжких преступлений и др. — не могут не тревожить общество, государство, граждан. В настоящее время отмечается значительный рост противоправного поведения несовершеннолетних. Более половины всех преступлений в стране совершается лицами молодого возраста (до 30 лет), причем только несовершеннолетними — каждое десятое.
Первым звеном в предупреждении конфликта с законом является знание того, что есть закон, чем он отличается от норм морали и какие последствия для подростка возникают при нарушении закона.
Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, которые обусловливаются особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.
Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.
Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели.
Наблюдаются тенденция “омоложения” преступности несовершеннолетних, повышение криминальной активности детей младших возрастов – количество 14-15-летних подростков среди участников преступлений увеличилось более чем на 50%, причем нередко преступления совершаются несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности.
Подростковая среда болезненно реагирует на негативные последствия кризисного состояния общества. Несовершеннолетние являются своеобразным “барометром”, определяющим катастрофически ухудшающееся состояние “здоровья” общества.
Криминологические, социологические и психологические особенности поведения несовершеннолетних свидетельствуют, что на поведение подростков указанной возрастной группы оказывают влияние условия их жизни и воспитания в предшествующие годы.
С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии.
Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс “заражения” подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.
Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего.
Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о “несправедливости” законов, о “незаконном” осуждении.
Особой является и проблема досуга. Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2-3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время согласно результатам отдельных исследований по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений.
Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.
В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее “уязвимой” частью общества. “Уязвимость” заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, несформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.
Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают “делать дeньги” и добывать желаемое в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления.
Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства.
Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне экономической нестабильности, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.
Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока, причины патологического развития личности несовершеннолетних зачастую кроются в асоциальности и аморальности родителей. В этих семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям. И как прямое следствие этого – стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми. Жестокость порождает жестокость. Данные явления считаются прямыми причинами преступности несовершеннолетних.
Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика правонарушений несовершеннолетних – «система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними» (Закон РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
Просмотр видеоролика «Цифровая грамотность».
Распространение листовок «Уважаемые мамы и папы!» (советы по взаимодействию с детьми)