Цель: формирование у родителей положительной мотивации на участие в работе образовательной организации по профилактике проблемного поведения подростков.
Задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей в вопросах правонарушений несовершеннолетних;
- Пополнение арсенала знаний родителей по вопросам профилактики проблемного поведения подростков;
- Осмысление важности роли родителей в профилактике проблемного поведения подростков.
Вводная часть
Эмоциональный настрой.
Притча.
«Мать спросила у мудреца, когда лучше начинать воспитание ребёнка.
— Сколько ему лет? — спросил мудрец.
— Пять.
— Пять лет! Беги скорей домой! Ты уже на пять лет опоздала».
Ребёнок с рождения воспитывается в семье, а роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как, именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Проходит время, и мы задаём следующие вопросы:
— Почему ребенок изменился? Почему ушел из дома? Почему связался не с той компанией? В какой момент это случилось? Как смогли проглядеть? Что мы сделали не так? Эти вопросы возникают у родителей, увы, поздно. Чаще именно тогда, когда случается беда. Разбирая ситуации с родителями, оказывается, что родители не совсем знают своих детей, не умеют с ними взаимодействовать, оказываются не готовы к тому, что ребенок вырос, что у него появилась своя точка зрения и желание быть полноправным членом семьи и общества. Родитель не владеет информацией и способами решения, порой, даже небольших затруднений с ребенком. Так что же делать родителям, чтобы уберечь детей от проблемного поведения в обществе? Сегодня мы и поговорим об этом на нашем собрании, тема которого:
«Роль родителей в профилактике проблемного поведения подростков»
Основная часть
- Причины, по которым подростки чаще всего совершают правонарушения:
- Подростки без должного почтения относятся к закону и правилам поведения в школе и общественных местах.
- Из-за отсутствия контроля со стороны родителей, подросток часто совершает противоправные поступки: употребляет алкоголь, участвует в драках, оскорбляет окружающих.
- Зачастую, из-за отсутствия занятости подростков, противоправные действия совершаются от скуки и безделья.
Поэтому, проведение профилактической работы по предупреждению проблемного поведения у подростков и правонарушений среди несовершеннолетних, является актуальной.
Вовремя замеченные отклонения в поведении ребёнка и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец – это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.
Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей — потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению вне семьи, компенсируя нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Влияние посторонних людей также может привести к проблемному поведению подростков.
Гиперопека. В условиях семьи, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека — заботливости, желания добра и блага во спасение, — она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие — послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.
Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкает детей на преступления.
Практическое занятие
Родителям необходимо научиться понимать, когда у ребёнка появляются предпосылки к проблемному поведению.
Упражнение «Светофор». У всех участников красные и зеленые карточки.
— Я зачитаю вам некоторые особенности, касающиеся поведения подростков. Ваша задача – определить: является ли это поведение поводом для беспокойства и предпосылкой к развитию проблемного поведения (если по вашему мнению это так – поднимите красную карточку), либо это – норма для подросткового возраста (зеленая карточка).
Обсуждается поведение, которое по мнению большинства родителей является поводом для беспокойства.
Вопросы для обсуждения:
— Может ли это явиться предпосылкой к развитию проблемного поведения?
Особенности поведения:
- Подросток много общается со сверстниками и меньше уделяет времени учебе (зеленый).
- Подросток ни с кем не общается, в классе у него нет друзей (красный).
- Подросток ярко одевается и хочет следовать моде (зеленый).
- У подростка часто грустное настроение, чувство одиночества, бесполезности (красный).
- Подросток стремится к рискованным действиям, неоправданным и опрометчивым поступкам (красный).
- Подросток ведет долгие разговоры о жизни, стремится противопоставить себя родителям (зеленый).
- Подросток говорит об отсутствии ценности жизни (красный).
- Вы наблюдаете резкие перемены в поведении вашего ребенка, ранее не характерные для него (красный).
Родители должны систематически наблюдать за своими детьми, за переменами в их поведении и настроении. Уметь реализовать их потребности, корректировать и замечать отклонения в их привычном поведении и общении.
Роль родителей в профилактике проблемного поведения подростков.
Что же способствует результативности профилактики проблемного поведения подростков со стороны родителей?
Представим некоторые рекомендации родителям:
- создавайте в семье благоприятную нравственную обстановку, позитивные внутрисемейные взаимоотношения, которые будут способствовать гармоничному развитию ребенка; помните, безнравственная семейная обстановка приводит к серьезным психическим травмам, нарушениям физического, социального развития детей;
- будьте последовательны в выборе воспитательной тактики в семье. Резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми — от наказания, слез и ругани до всепрощения — приводят к тому, что ребенок становится неуправляемым, манипулирующим родителями;
- избегайте расхождения в требованиях взрослых. Так называемые родительские ножницы (мать разрешает, отец запрещает, бабушка позволяет все и пр.) дезориентируют ребенка в системе требований взрослых и создают у него установку: когда все нельзя, тогда можно все;
- стремитесь быть примером для детей. Если родители учат ребенка определенным правилам поведения, а сами не соблюдают их (говорят одно, а делают другое), то вероятнее всего ребенок усвоит модель практического поведения родителей. Известно высказывание Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко — примером»;
- принимайте ребенка таким, какой он есть. Безусловное принятие ребенка родителями позволяет ему чувствовать свою нужность; если же ребенок любим только за определенные достижения, ему приходится подстраиваться к оценке родителей. В результате могут вырастать лживые, изворотливые дети;
- включайте детей в позитивно ориентированные виды деятельности (посещение кружков, секций, занятия спортом и пр.), которые являются целесообразной формой упреждения отклоняющегося поведения подростков;
- ограждайте детей от негативного влияния средств массовой информации (сцены насилия, жестокости, идеи легкого получения прибыли и пр.), контролируйте информацию, получаемую детьми. Это позволит избежать отрицательных примеров, предотвратит нравственное развращение детей;
- не перекладывайте воспитание ребенка на бабушек-дедушек. Самоустранение родителей от воспитания ребенка может устранить и самого ребенка из семьи, вытолкнуть на улицу;
- будьте разумны в своей родительской любви; не следует строить отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав», в противоречивых ситуациях всегда отстаивать позицию ребенка, так как дети в таких семьях вырастают лживыми и жестокими, уверенными в родительской защите;
- проявляйте внимание по отношению к ребенку, равнодушие родителей может способствовать появлению следующих форм поведения: агрессии, сквернословия, суицидальных мыслей и действий;
- сочетайте высокую требовательность и контроль с демократичностью и эмоциональной поддержкой ребенка. Это позволит выработать у него адекватную самооценку, развитый самоконтроль, обеспечит гармоничное эмоциональное развитие;
- предоставляйте детям свободу выбора (занятий, действий), учите их самостоятельно принимать решения.
- Установите доверительные отношения с детьми: не следует подвергать детей оскорбительному тотальному контролю — в таких семьях вырастает несамостоятельный ребенок, с неразвитой системой социальных навыков, легко поддающийся дурному влиянию более сильного.
- Не ограничивайте общение ребенка пределами семьи. Ведь социальная изоляция может стать фактором риска для ребенка, так как он получает ограниченный набор образцов взаимодействия. При выходе за пределы семейной системы ребенок часто попадает в кризисные, проблемные ситуации.
- Помните, что направленность родителей на достижение материальных благ может привести к тому, что родители недостаточно времени уделяют ребенку, для которого семейное общение нельзя заменить никакими материальными ценностями.
- Приобщайте ребенка к чтению книг, посещению выставок, концертов, театра с последующим совместным с родителями обсуждением, что будет способствовать развитию у него критического осмысления происходящего, учить эмоциональной и интеллектуальной переработке информации.
Если вы будете близки со своими детьми, то будете знать:
- С кем дружит ваш ребенок.
- Где проводит свободное время.
- Как учится в школе.
- В каком виде или состоянии возвращается домой.
Вы не позволите ребёнку:
- Уходить из дома на длительное время.
- Ночевать у малознакомых для вас людей.
- Оставаться надолго дома без присмотра взрослых, родственников на длительное время вашего отпуска.
- Находиться поздно вечером и ночью на улице, где они могут стать жертвой насильственных действий взрослых.
- Носить чужую одежду.
- Хранить чужие вещи.
Дети, особенно в подростковом возрасте, все впитывают в себя, как губка, и хорошее, и плохое. Чего будет больше зависит только от вас.
Притча о родителях и детях
Однажды к мудрецу пришел человек.
— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Мой ребёнок не понимает меня.
Он не слышит меня. Он не говорит со мной. Зачем ему тогда голова,
уши, язык? Он жестокий. Зачем ему сердце?
Мудрец сказал:
-Когда ты вернешься домой, напиши его портрет, отнеси его ребёнку и
молча отдай ему.
На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и
воскликнул:
— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!?
Было плохо. А стало еще хуже! Он вернул мне рисунок, полный
негодования!
-Что же он сказал тебе? – спросил мудрец.
-Он сказал: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно
зеркала?»
Всем нам с детства знакома цитата Пифагора: «Дети — это прямое отражение своих родителей». По поступкам и поведению детей всегда судили о семье, её традициях и семейных ценностях.
Заключительная часть
Мы рассмотрели модели проблемного поведения подростков, проанализировали причины такого поведения, нашли пути решения данной проблемы. Но много вопросов остается без ответов, найти которые можно в литературе, рекомендованной психологами и педагогами.
«Всякое серьёзное нарушение поведения подростка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!».
Основной обязанностью родителей является научить ребенка, что такое хорошо и что такое плохо.
Обычный родитель показывает, что нужно делать, а мудрый родитель показывает, почему лучше сделать так.
Мы желаем вам всем быть мудрыми родителями.
Ведь семейное воспитание во многом определяет дальнейшую жизнь подростка. Именно родитель в ответе за то, что происходит с ребенком.