Советы педагога- психолога родителям будущих первоклассников

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.

 Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?

1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения «ученик — учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе, чего достигнет, пребывая в ее стенах, — во многом зависит от нас, взрослых.
Школьная готовность — это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную, психологическую и социальную готовность.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей,  развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7 годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

  • во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
  • выучите названия времен года.
  • используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
  • развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
  • знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
  • научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник),

сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

  • хороши игры с картинками из категории «лишний предмет», лото и т.д. Вовлечение ребенка в помощь при выполнении некоторых бытовых работ (готовка, мытье посуды, ремонт велосипеда, уборка в доме и т.д.) также помогает ему познавать окружающий мир и существующие в нем связи.

Тренируйте руку ребенка:

  • развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

 Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы — чуть расслаблены.

  • копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Внимание! При выполнении графических заданий  важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения — даже самых простых упражнений.

Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя личностную и волевую готовность.

1. Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника — положения школьника. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

 Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

 Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

 Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку.

2. Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Важно освоить компонент волевой готовности – понятие «надо»

 Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса. Очень важна роль родителей, от которых ребенок будет ждать понимания, принятия и помощи.

Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!

  1. Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).
  2. Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).
  3. Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.
  4. Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.
  5. Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.

Особое внимание уделите развитию усидчивости и волевых процессов:
Научите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения и выполнять задания по образцу. Зачастую просто не хватает терпения для выполнения поставленных ему задач. Но если родитель предлагает своему ребенку помощь и вместе с ним выполняет задание, то у ребенка со временем сформируется привычка доводить начатые дела до конца.

Советы для родителей будущих первоклассников:

  1. Не перегружайте ребенка предметными знаниями. Не стоит пытаться научить дошкольника всему за оставшееся время, не стоит работать на опережение в изучении предметов. В такой стратегии вреда будет больше, чем пользы. Умение читать и писать перед школой — еще не гарантия того, что ребенку будет легче освоить новую роль первоклассника. А вот умение регулировать свое поведение необходимо для успешного старта.
  2. Составьте для ребенка режим дня. Умение соблюдать распорядок дня — важный навык. Создайте вместе с ребенком красочный плакат с расписанием, расскажите о днях недели, научите пользоваться календарем и часами. Детям, имеющим опыт посещения детских садов, освоить этот навык будет легче.
  3. Развивайте навыки коммуникации. Ребенок будет проводить в школьной среде значительную часть жизни в последующие 9–11 лет. Это время должно быть эмоционально комфортным для него, что невозможно без успешного социального взаимодействия. Найти новых друзей, уметь взаимодействовать с учителями, просить о помощи как сверстников, так и взрослых — важнейший этап адаптации к школе. Понаблюдайте за ребенком: есть ли у него трудности в общении? Легко ли он вливается в детский коллектив? Не боится ли разговаривать со взрослыми? Имеет ли при этом представление о социальной дистанции, правилах и границах в общении с другими?
  4. Создайте условия для физического развития. Физическая активность — важная составляющая для успешного обучения. Летом играйте с ребенком в подвижные игры (в том числе с мячом), выполняйте утреннюю зарядку, танцуйте. Заряжайтесь энергией, хорошим настроением и заодно развивайте у дошкольника необходимые навыки — зрительно-моторную координацию, ловкость, сноровку и другие.
  5. Демонстрируйте позитивный настрой. Чтобы сохранить хорошее настроение ребенка, родителям важно самим быть позитивно настроенными. Тревоги и волнения взрослых легко передаются детям и точно будут мешать адаптации. Если вы знаете, что ваш сын или дочь не особо любит сюрпризы и с опаской относится ко всему новому, лучше познакомиться со школой заранее. Посмотреть класс, поговорить с будущей учительницей, заранее узнать, где находятся столовая и туалет, и так далее.
  6. При необходимости обращайтесь за помощью к специалисту. Если у вас есть вопросы по поводу готовности вашего ребенка к переходу на новую ступень образования, вы можете обратиться за консультацией к специалистам образовательных организаций. Воспитатели, учителя, школьные психологи расскажут о том, на что нужно обратить внимание при подготовке ребенка к первому классу.
  7. Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе — хвалите за готовый результат.

8.Приучайте ребенка спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и бегать можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

Перед тем как ребенок пойдет в школу, родителям необходимо быть уверенными в том, что он готов к новому шагу в своей жизни. И важным фактором здесь являются психологические аспекты подготовки детей к школе. Как выглядит готовый к школе первоклассник: у него есть желание учиться; может довести начатое дело до конца; способен преодолевать трудности при достижении поставленной цели; умеет концентрировать свое внимание на чем-либо и удерживать его; понимает с какой целью он будет учиться в школе; не сторонится общества; комфортно чувствует себя в коллективе; умеет знакомиться со сверстниками; имеет навыки аналитического мышления – способен что-либо сравнивать.

Вселяйте в ребенка оптимизм, и всегда уверенно говорите, что и у него все получится!

Добавить комментарий