В субботний день можно устроить себе активный или пассивный отдых, а можно расширить и углубить свои знания по любимому предмету, или подтянуть свои знания по предмету, который пока что вызывает трудности. Те ребята, которые это понимают, не сидят в субботу дома у телевизоров и компьютеров, а с удовольствием приходят в школу. Потому и многолюдно, как на занятиях объединения по интересам «Мир Средневековья» (шестые классы), так и на консультации по немецкому языку (третьеклассники).
Да 115-годдзя з дня нараджэння Алеся Якімовіча
у бібліятэцы аформлена кніжная выстава “У госці да казкі”.
Вучні 3 “А” і “Б” класаў пазнаёміліся з жыццём і творчасцю заснавальніка дзіцячай літаратуры. Прачыталі казкі А.Якімовіча, адказалі на пытанні віктарыны.
К истокам духовности
Январь – это месяц, который знаменит количеством своих праздников, как светских, так и церковных: Новый год, Рождество Христово, Крещение Господне. У каждого есть своя история, духовный и догматический смысл. С историей возникновения праздников народного и православного календаря, обрядами и традициями, связанными с ними, знакомились учащиеся в субботний день 19 января.
С информацией о празднике Крещения Господня можно ознакомиться здесь.
Евангельское повествование
Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте — Лк.3:23) с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал:
«мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святой нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22).
Таким образом, при участии Иоанна Крестителя всенародно было засвидетельствовано предназначение Иисуса как Мессии. В евангелии пишется, что после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю, т. е «уплатить долг» за грехи людей. Своими страданиями, смертью и воскресением дать человеку возможность бороться и побеждать, освобождаясь от оков страстей по средством веры в Иисуса Христа и соработничества Ему. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол с тремя обольщениями искусить Его на грех, как обычного человека, однако ушёл ни с чем, потому что Иисус Христос не был простым или великим человеком, в Нём соединились две природы, два Великих начала — Бога и Человека!
Крещенская вода
Праздник Крещения Господня принадлежит к числу двунадесятых, а так же имеет ещё одно название «Богоявление», отображающее суть события, в котором было явлено людям три Личности одного Бога: Отец, Сын и Дух Святой. Отмечается Праздник 19 января, «Крещением» завершаются Рождественские святки.
Накануне Крещения (в сочельник) и в день самого праздника совершается Великое освящение воды. Освященная вода (Агиасма) есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем, погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак. «Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают. Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды. Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
Великое водоосвящение
Чудеса, исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божие и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения.
Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. Род лукавый и прелюбодейный,— говорил Спаситель о своих неверующих современниках, — ищет знамения; и знамение не дастся ему. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления).
Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Как правило, святая вода сохраняет свежесть в течение длительного времени. Церковь относит это к видимому проявлению наличия в ней благодати Святого Духа, а наука рассматривает такие факты либо как случайность, либо как результат использования серебряных крестов и чаш при освящении воды, которые оставляют в воде ионы серебра, обладающие легким бактерицидным действием, хотя вода в чаше находится недостаточно долго для её «осеребрения» и далеко не во всех храмах используются серебряные кресты и чаши.
Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в сам день Богоявления (19 января), а также и в навечерие Богоявления (18 января). В сам день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан».
Одинакова ли Крещенская вода?
Есть и недоуменные вопросы в традициях освящения воды, порою носящие языческий характер. Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в Крещенский Сочельник? Абсолютно никакого отличия нет! А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой — дескать, первое освящение воды сильнее. А чем же оно сильнее? Так, мы видим, что люди не прислушиваются к словам молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы.
Святая вода абсолютно одинакова в оба дня — и в день Крещения, и в сочельник Крещенский. Что касается двукратного освящения воды, то исторически это объясняется так: накануне Крещения (и вообще «больших» праздников) совершалось крещение оглашенных и для них освящалась вода в честь Праздника Великим освящением; а на сам Праздник крещёные могли уже с «верными» присутствовать на Божественной Литургии и причащаться Святых Тайн. И ещё, нужно отметить, что древняя традиция очень удобна и в наше время, т. к. мы имеем возможность, не толпясь в сам день Праздника, но накануне вечером прийти в храм и спокойно набрать святой воды для своей семьи.