Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает?

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Особенность здоровой психики ребенка –  его активная познавательная деятельность. Познавательная деятельность – это всегда искание и открытие нового, поиск ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность субъекта в любой ее форме.

Почему одни люди все схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же?

  • Во-первых, это связано со способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать информацию из окружающего мира;
  • во-вторых, зависит от заинтересованности слушающего;
  • в-третьих, от слаженной работы зрения, слуха, двигательных ощущений всего тела и отдельных его частей (в частности, пальцев рук);
  • в-четвертых, от способности человека к произвольному и целенаправленному вниманию.

Недостаточная включенность одного из этих компонентов познавательной деятельности резко снижает эффективность общения человека, в том числе и ребенка, с окружающим миром. Особенно это резко выражено у детей с проблемами в развитии.

Незрелость нервной системы с рождения или к моменту начала систематического обучения в детском саду не дает ребенку запоминать то, что ему показывают или говорят взрослые, что он сам видит; слышит, чувствует каждый день. Теряя ощущение нового, но не запоминая необходимое, ребенок не проявляет заинтересованности в познании окружающего мира или утрачивает ее. Привычная обстановка (дома, в детском саду, на улице) не вызывает желания что-либо потрогать и назвать, однако изменение этой привычности ведет к резким протестам детей.

Почему? Ведь кажется, что ребенок ничего не замечает вокруг, не называет по просьбе взрослого. Протесты возникают потому, что ребенок, запомнив целостную картину окружающего мира, не выделяет из него частности (деревья, траву, камешки, людей, автобус, стол, стул и т. д.). Поэтому каждое изменение (в одежде, в маршруте до дома, в еде) вызывает у ребенка испуг перед неизвестным, и он требует возврата к прежнему, ему известному окружению. Как только это происходит (пошли привычной тропинкой, мама надела ту же кофточку, посадили на тот же стульчик), ребенок успокаивается и снова не проявляет интереса к окружающему.

Из-за незрелой нервной системы очень часто у детей вовремя не налаживаются связи между глазом и ухом, глазом и рукой, ногой и ухом и т. д. Ребенок не может выполнить простых для нас заданий: повернуться в сторону звука (как будто не слышит, но слух в порядке}, подпрыгнуть на одной ноге, закрасить контур (глаз видит, но рука не слушается), пнуть мяч. Это с одной стороны. С другой стороны, незрелость нервной системы ограничивает понимание ребенком обращенной к нему речи: он просто не понимает, что ему говорят. И самое непонятное для нас, взрослых, — не может сделать как мы, т. е. по подражанию и образцу. Девиз: «Делай как я!» для ребенка с проблемами в развитии становится недосягаемым. Почему? По причине отсутствия слаженной работы всех органов чувств ребенка: глаз видит, ухо слышит, но обменяться друг с другом и дать команду мышцам двигаться они не могут. Именно этим объясняется неумение детей к началу школьного обучения обвести клетку, показать правую/левую руку, срисовать простейший орнамент из палочек и т. д.

Чтобы запомнить, как выглядит предмет или объект окружающего мира, ребенку нужно заставить себя посмотреть и запечатлеть его таким, как он есть, чтобы в следующий раз узнать. Чтобы запомнить, как называется что-то, ребенок опять должен заставить себя запечатлеть тот набор звуков, которым взрослые этот предмет обозначают. В большинстве случаев этот процесс происходит без особого вмешательства со стороны взрослых. Однако когда нервная система незрела, когда имеются несогласования в работе различных воспринимающих систем ребенка, тогда процесс запоминания требует многократных повторений и чрезмерных усилий ребенка для концентрации внимания на каком-то одном предмете. Энергии и возможностей ребенка не хватает для быстрого и точного запоминания и воспроизведения полученного опыта: ребенок с трудом запоминает, иногда неправильно, тяжело переучивается, быстро забывает. Именно эти сложности скрываются за выражением «медленно думает, когда говорят о ребенке с проблемами в развитии.

Вышеописанные трудности подстерегают малыша с первых дней жизни. О недостаточной зрелости нервной системы мамы узнают еще в родильном доме, но, к сожалению, не предпринимают каких-либо усилий для помощи ребенку, наивно полагая, что все с возрастом пройдет. Наоборот, чем старше становится малыш, тем больше информации и опыта взаимодействия с окружающим миром он недополучает. И вовсе не потому, что он «лентяй и не хочет», а потому, что незрелость нервной системы не дает ему усваивать тот материал, который знают его сверстники.

 Всегда нужно помнить, что окружающий мир ребенок познает и исследует через игру, и познавательная активность ребенка, направленная на исследование и познание окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах так долго, пока не иссякнет интерес. Роль взрослого в данном случае – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

 

Принципы построения общения взрослых с детьми в процессе развития их познавательной деятельности

  1. Говорите с ребенком, сначала называя окружающие предметы, позже-действия, затем признаки и свойства предметов; объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
  2. Чаще задавайте ребенку вопрос «А как ты думаешь?»
  3. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка. Не иронизируйте. Уважайте его интеллектуальный труд.
  4. Приносите домой любопытные вещи, книги, рассказывайте интересные истории. Делитесь этим с ребенком. Развивающее общение-это всегда общение «навырост».
  5. По возможности путешествуйте, посещайте музеи.
  6. Проводите совместные наблюдения и опыты.
  7. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка.
  8. Поощряйте его инициативу и самостоятельность, создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
  9. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Золотые правила, которых нужно придерживаться, занимаясь с ребенком

1.Не раздражайтесь.

  1. Проводите занятия в игровой форме, весело, доброжелательно.
  2. Хвалите ребенка за успехи, ободряйте при неудачах.
  3. Прекращайте занятия раньше, чем они надоедят ребенку. Интересное всегда должно быть впереди!
  4. Если не удается заниматься с ребенком терпеливо и непринужденно, пригласите специалиста.
  5. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

Занятия с детьми должны приносить обоюдное удовольствие, иначе они не будут эффективными. Конечно, каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию в вашей семье.

Добавить комментарий