Из опыта работы Божко Н. В.

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМАХ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Сегодня я хочу представить вам опыт своей работы по применению технологии проектной деятельности в начальной школе.

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова американского психолога Карла Рэнсома Роджерса:

 Школа должна превратиться из супермаркета, где раздают «замороженные идеи», в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции.  Перед школой стоит задача подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.   Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями?  Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально.

 Я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Что же такое проектная деятельность? Проект – это самостоятельная, творческая, завершённая работа, выполняемая под руководством учителя.

Цель проектной деятельности: Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.

На мой взгляд, работа в режиме проектной деятельности помогает выработать у учащихся ключевые компетентности.  Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста — от проекта к проекту.

Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности, следует учитывать некоторые моменты.

  1. Возрастные и индивидуальные особенности. Важно помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют её успех.
  2. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.  Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки — наблюдения, социальные акции.
  3.  Создавать группы количеством  не более 5 человек. Для работы над проектом весь класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов.
  4. Избежать «подводных камней»: сделать многое за детей. На всех этапах подготовки проекта учитель должен выступать в роли консультанта и помощника, а не эксперта.

Для меня, как учителя, самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:

  • проявить себя,
  • попробовать свои силы,
  • приложить свои знания,
  • принести пользу,
  • показать публично достигнутый результат.

Продукты, которые могут получить дети в результате проектной деятельности:

  1. Газета
  2. Игра
  3. Публикация
  4. Презентация
  5. Буклет
  6. Афиша
  7. Устный журнал
  8. Тематические выставки рисунков, поделок
  9. Диафильм
  10. Набор открыток
  11. Памятка
  12. Реклама
  13. Плакат
  14. Мероприятие
  15. Экскурсия

Включать школьников в проектную деятельность я начала постепенно, с первого класса. Это краткосрочные проекты продолжительностью от 1 урока до недели.

 Например:

При изучении темы «Алфавит», чтобы обобщить знания об изученных буквах, первоклассникам было предложено сделать индивидуальный проект — выбрать одну букву русского алфавита и рассказать о ней. Проект краткосрочный, он занимал одну-две недели.

Дети работали по определенному плану: сначала вспоминали, какой звук обозначает данная буква на письме, какая она по счету в алфавите. Первоклассники собирали стихи, загадки, ребусы со своей буквой. Дети с помощью родителей оформили презентацию о букве на листах А3 или А4.

На заключительном этапе работы над проектом дети рассказывали и показывали свою работу классу.

В результате работы над этим проектом дети обобщили знания о буквах русского алфавита, подобрали занимательный материал, научились творчески оформлять свою работу, выступать перед классом, представляя результаты своего труда.

Во втором классе предлагаю ребятам групповую работу. Делю класс на 4-5 групп, даю каждой группе задание. Учащиеся выстраивают определённую последовательность, составляют план ответа и защищают свои работы.

Так на уроке математики по теме «Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 100», помогая сказочному герою, учащиеся решали проектную задачу.

  • Группа «Сосчитай-ка» рассчитывала количество продуктов для изготовления 10 пряников.
  • Группа «Экономисты» проанализировала цены в магазинах и подсказала сказочному герою Карлсону, где дешевле купить основные продукты.
  • Группа «Технологи» рассказали, как приготовить пряники.
  • Группа «Дизайнеры» сделали эскизы пряников.

Во втором классе мы с ребятами посетили музейно-педагогическое занятие в Брестской крепости «По следам фронтовой собаки» и узнали, что в годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч собак, которые спасли жизни многим солдатам. Собаки являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили депеши через линию фронта, протягивали телефонные кабели, а также помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам. Работали санитарами, в упряжках находили и вытаскивали из обстрела раненых; определяли местонахождение мин. Учащимся захотелось побольше узнать о собаках, и они включились в проектную деятельность, в ходе которой познакомились с историей приручения собаки человеком. Узнали, на какие группы можно поделить все породы собак, какую они играют важную роль в жизни человека. В ходе выполнения проекта я обратилась к ребятам с просьбой: «Те, у кого есть дома собака, напишите, пожалуйста, небольшое сочинение о своем питомце». Почти все учащиеся откликнулись на мою просьбу.

 Я предлагаю небольшие отрывки из сочинений.

Лицкевич Кирилл: «У бабушки с дедушкой есть черно-коричневая собака Дружок. В основном, он сидит на привязи, но иногда его отпускают погулять. Летом он купается в речке. Зимой играет с другими собаками»

Вакульская  Арина: «Я очень люблю собак, особенно маленьких щенков. Они такие забавные. Пушистые и любят играться. Глаза у них похожи на бусинки. Добрые и ласковые они быстро привыкают к людям. Из таких щенков вырастают верные питомцы..»

Данный проект показал свою эффективность в процессе познавательного развития учащихся, расширился словарный запас, на примере собаки формировалось бережное, заботливое отношение к домашним животным.

В третьем классе у моих учеников возникла такая проблема – тяжёлые портфели: дети жаловались, что им тяжело носить свои портфели, что болит спина. Чтобы выяснить причины этих явлений, мы стали изучать вопрос «Каким должен быть школьный портфель?». В ходе эксперимента ребята изучали нормы СанПина, медицинскую литературу, взвешивали портфели, изучали их содержимое. Работа над этим проектом заняла у нас целый месяц. В итоге этого проекта дети стали следить за содержимым своих портфелей, выкладывать лишние предметы и составили рекомендации «Каким должен быть школьный портфель?».

В процессе работы я пришла к выводу, первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:

— дети учатся работать с дополнительной литературой;

— они начинают самостоятельно конструировать свои знания;

— у них развивается критическое и творческое мышление;

— ребята проявляют себя в оформлении окончательного продукта;

— получают опыт публичного выступления с собственной работой.

При использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность, уважение).  Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность. Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее, сплочённее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться и обсуждать чужое мнение.

Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше.

Добавить комментарий