КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

«Как развивать память»

Как запоминает ребенок? Семилетний ребенок, пришедший в школу, стремится по преимуществу буквально запомнить внешне яркие и эмоционально впечатляющие события, описания, рассказы. Но школьная жизнь такова, что с самого начала требует от детей произвольного запоминания материала. Ученики должны специально запомнить режим дня, правила поведения, домашние задания, а затем уметь руководствоваться ими в своем поведении или уметь воспроизвести на уроке.

Первоначально дети применяют самые простые способы – многократное  повторение  материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами.

Самоконтроль за результатами запоминания происходит лишь на уровне узнавания. Так, первоклассник смотрит в текст и полагает, что он его заучил, поскольку испытывает чувство «знакомости».

Лишь немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания. Большинство нуждается в специальном и длительном обучении этому в школе и дома. Важно сформировать у ребенка прием осмысленного запоминания!

Одно направление такой работы связано с формированием у детей приемов осмысленного запоминания (расчленение материала на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловое сопоставление и т.д.), другое — с формированием приемов воспроизведения, распределенного во времени, приемов самоконтроля за результатами запоминания. Прием расчленения материала на смысловые единицы основан на составлении плана. Этому следует учить еще на той стадии школьных заданий, когда дети лишь в устной форме передают содержание какой-либо картины (особенно по представлению) или услышанного рассказа.

Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В I классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. К тому же при решении большинства задач учащиеся выполняют развернутую мыслительную деятельность, которая еще не стала для них привычной и легкой.

Установлена следующая закономерность: лучше всего запоминается то, что служит предметом и целью мыслительной работы. Ясно, что в этих условиях все преимущества на стороне непроизвольной памяти. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях продуктивнее непроизвольной. Обе формы памяти — произвольная и непроизвольная — претерпевают в младшем школьном возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается их тесная взаимосвязь и взаимопереходы.

Важно, чтобы каждая из форм памяти применялась детьми в соответствующих условиях (например, при заучивании какого-либо текста наизусть используется преимущественно произвольная память). Не следует думать, что лишь произвольное запоминание приводит к полноценному усвоению учебного материала. Такое усвоение может происходить и с помощью непроизвольной памяти, если она опирается на средства логического осмысления этого материала.

ИТАК…

Если знания требуются, чтобы получить оценку на следующем уроке, они, задержавшись ненадолго в кратковременной памяти (пока не ответил у доски), теряются. В памяти долговременной они не оседают.

Надолго мы запоминаем только то, что нам требуется в повседневной жизни или очень часто по работе. Для того же, чтобы «ненужные» знания сохранились надолго, требуются специальные усилия по запоминанию. Это и есть тренировка памяти.

КАК ЖЕ МЫ БУДЕМ ТРЕНИРОВАТЬ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ?

Для начала определяем тип памяти ребенка. Какие они бывают, давайте разберемся.

Типы памяти

  • Двигательная память Лучше и быстрее запоминает, записывая материал
  • Комбинаторная память Сочетание разных видов памяти
  • Слуховая память Ребенку легче воспринимать информацию, когда ему читают.
  • Зрительная память Ребенку легче воспринимать информацию, когда он читает.

Обычно у ребёнка более выражен какой-то один, реже 2 типа памяти. Конечно необходимо учитывать, как ребёнку легче даётся запоминание материала, но старайтесь всё же развивать и другие виды памяти. Если этого не делать, школьнику будет сложнее усваивать материал непривычным ему способом. Старайтесь заучивать материал с учащимися по-разному, иногда читайте вслух сами, иногда просите ребёнка прочитать самому. Не забывайте проговаривать заученный материал вслух (речедвигательная память). Это не только развивает память, но и помогает отвечать ребёнку на уроках.

Изучение материала

Приступая к изучению материала, никогда не забывайте вспомнить, что же вы изучали вчера. Это позволит школьнику вспомнить все, что он проходил в прошлый раз, сосредоточиться и подготовится к изучению нового материала. Младшему школьнику особенно следует подготовить хорошую обстановку во время уроков. Маленькие дети легко отвлекаются, сбиваются и как следствие, хуже воспринимают задание.

Тренируем память

  • Школьнику необходимо обязательно повторять материал вслух. После прочтения попросите ребёнка пересказать, что он запомнил. Сначала пересказ будет неполным, попросите ребёнка ещё раз пробежаться по материалу и вновь повторить попытку. Так раз за разом ребёнок будет легче запоминать и пересказывать прочитанное.
  • Повторяйте пройденный материал.
  • Находите «опорные пункты» в тексте, это могут быть какие-то части текста, которые являются наиболее значимыми или эмоционально выраженными. Затем попытайтесь их связать друг с другом. Эти «опорные пункты» будут как бы ориентиром при вспоминании материала, считающегося особенно сложным.
  • Придумывайте примеры. Важно не просто механически что запоминать, но и понимать, то о чём идёт речь. Разобраться в этом помогут примеры, которые объяснят ребёнку материал.
  • Делайте перерывы. Младшему школьнику особенно сложно заниматься большое количество времени, он начинает утомляться и плохо запоминать, дайте ему немного отдохнуть и вернитесь к заданию немного позже.
  • Занимайтесь систематически, можно заучивать небольшие объёмы информации, но каждый день, чем большой объём за один день.

 Упражнения для развития зрительной памяти младших школьников

Запоминаем зрительно Роль зрительной памяти важна, и нужно уметь эффективно использовать ее в процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале. На это и направлены предлагаемые нами задания.

«Разноцветная лесенка» Вам потребуется 5 разноцветных карточек. Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом. Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек.

«Опиши картинку» Вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов. Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно.

«Ассоциации» Ассоциации — это один из способов запоминания материала. Ведь часто бывает так, что, увидев один предмет, мы вспоминаем и о другом. Тогда мы говорим, что второй предмет ассоциируется у нас в сознании с первым. Ребенку легче объяснить это на наглядном примере. Возьмите 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и разложите их перед ребенком. Задание сформулируйте так: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом». Слова: зима,  любовь, время, гроза.

После выполнения задания спросите ребенка о том, по какому принципу он выбирал картинки, и объясните ему, что он сделал этот выбор благодаря ассоциациям. Далее можно переходить к самостоятельному выполнению упражнений.

Беседуя с ребенком, проверяйте, помнит ли ребенок материал из выполненных заданий через некоторое время.

  • Для перевода информации из кратковременной памяти в долговременную требуется осмысление и повторение.
  • Запоминание материала будет более прочным, если повторения разделены значительным временем.
  • Интересуйтесь, какие способы запоминания ребенок использует во время выполнения домашнего задания. При необходимости подскажите ему наиболее подходящий способ

Добавить комментарий