Специфические ошибки письма школьников и упражнения для их преодоления

Очень часто родители детей, испытывающих трудности в обучении письму, приложившие немало усилий к занятиям со своими детьми, встают перед вопросом: «Почему не получается? Почему мой ребенок делает такие ошибки?»

Давайте разберемся в том, какие именно ошибки делает ваш ребенок. Чтобы родители могли сразу узнать ошибки своего ребенка «в лицо», необходимо рассмотреть основные группы специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил. Также, внутри каждой группы даны рекомендации и примеры основных упражнений по исправлению характерных ошибок.

  1. Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков.

В основе этих ошибок чаще всего лежит неразличение ребенком на слух соответствующих звуков, а нередко и замена их в устной речи. Например, ребенок пишет сапка вместо шапка (замены свистящих на шипящие и наоборот), удюг вместо утюг (замены звонких согласных глухими и наоборот) и др.

Для занятий с детьми с такими специфическими ошибками родителям можно посоветовать выполнять следующие упражнения (на примере звуков с и ш):

— вставить вместо точек буквы с или ш:

Капу.та

Ко.ка

.тару.ка и т д.

— придумать и записать слова с буквой с, а затем — с буквой ш.

— записать диктуемые взрослым слова в соответствующую колонку (в зависимости от того, какой звук есть в слове ):

С                                   Ш

Сумка                           шуба

Снег                              шаги

Весы                             каша

  1. Искажение слого-звуковой структуры слов и нарушение границ между словами и предложениями.

 В основе этой группы ошибок лежат испытываемые ребенком затруднения в анализе речевого потока. Дело в том, что в процессе устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко — слоговой структурой слов, т.к. слова усваиваются нами «целиком», как неделимое. А в процессе обучения письму ребенок должен думать: «Как написать слово? Как соотнести эту букву и этот звук? Какая слышится и какая пишется следующаяся буква?

Например, ребенок пишет тол или стлол вместо стол, уокна вместо у окна, о зеро вместо озеро. Также часто встречаются ошибки:

— перестановка букв (вебра вместо верба);

— пропуск слогов в словах (гова вместо голова);

-вставка лишних слогов (гололова) и многое др.

 Упражнения в анализе предложения на слова:

— придумывание ребенком предложений, состоящих из определенного количества слов;

— составление предложений из слов, данных вразбивку (дети, мяч, в, играли);

 Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов:

— определить количество слогов в слове и их последовательность;

— придумывание слов с определенным количеством слогов;

— составление ребенком слов из слогов, данных вразбивку (ро-во-на – ворона);

— образование новых слов путем добавления новых слогов к данному. (Какой слог надо добавить к слову пол, чтобы получилось новое? Пол-ка, пол-зет, пол-ный и др.).

Благодаря этим упражнениям постепенно исчезнут перестановки и пропуски слогов на письме, а также затруднения при переносе слов.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов:

— определение количества звуков в слове и их последовательности;

— придумывание слов с определенным количеством звуков;

— образование новых слов путем замены в слове первого звука (дом – лом, том, сом, ком и т.д.);

— образование как можно большего количества слов из звуков данного слова (трактор – рак, рот, ток, кот, крот, кора, рота и т.д.).

Вся запись слов производится с обязательным синхронным проговариванием их ребенком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи каждого слова. Ошибки письма, связанные с анализом речевого потока, исчезнут только тогда, когда ребенок научится отчетливо представлять себе звуко-слоговую структуру каждого слова.

  1. Аграмматизмы в письме.

Если ребенок говорит ухи. деревы, много зеркалов, на деревьев и др., то он соответственно переносит эти ошибки и на письмо. Единственный путь преодоления аграмматизмов в письме – это преодоление их в устной речи. В ходе работы нужно постараться воспитать прочные грамматические стереотипы, которые должны явиться отправной точкой в деле постепенного овладения ребенком грамматическими нормами языка.

Регулярная работа с ребенком в предлагаемых направлениях поможет родителям и их детям в работе над исправлениями специфических ошибок в письменной речи школьников

Добавить комментарий