В семье растёт «особый» ребёнок

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

Сейчас повсеместно идет создание института консультаций и служб психологической разгрузки семьи, организация педагогического патронажа семьи, цель которого заключается в раннем вмешательстве и коррекционной поддержке. Разработана система взаимодействия родителей и детей по принципу «Особые дети — особое общение». Эта система не затрагивает семейную направленность воспитания, а только предлагает изменить внешнюю форму общения.

Крайне важно, чтобы родители и специалисты стремились к взаимовыгодному сотрудничеству в интересах психического, физического и социального развития ребенка. Для этого необходимо:

  1. Помощь родителям в осознании истоков своей эмоциональной и интеллектуальной реакции по отношению к дефекту развития. (помочь родителям побороть в себе негативные эмоции, чувство безысходности, взглянуть фактам в лицо и стать активными участниками обучения, воспитания и развития собственного ребенка. Научить воспринимать не дефект, а ребенка.)
  2. Получение родителями правдивой, содержательной и точной медицинской информации, психолого-педагогической оценки состояния и перспектив развития ребенка. (Врач или комиссия, сообщающая родителям конечный диагноз, в максимальной степени должны отразить в нем, что может делать ребенок, каковы его перспективы, сильные стороны. Родителям необходимо сообщать факты, ибо они развязывают инициативу, дают требуемые понимание и мудрость, а вместе с ними и практические знания, необходимые для участия в воспитании ребенка).
  3. Подведение родителей к полному пониманию программы обучения и реабилитации их ребенка.
  4. Привлечение родителей к активному участию в обучении ребенка и предоставление в их распоряжение способов оценки эффективности это процесса на каждой его стадии.

Дети, имеющие осведомленных и активных родителей, гораздо лучше подготовлены к жизненным трудностям.

Основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка с недостатками в развитии, является отношение родителей к его дефекту. От этого зависит стратегия и тактика воспитания. Переоценка нарушения может привести к излишней опеке, что создает условия для искусственной изоляции от общества, к тому же охранительное воспитание в семье в свою очередь вызывает развитие эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. Недооценка также негативно влияет на развитие личности ребенка.

В зависимости от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания выделяют четыре группы семей, имеющих детей со значительными отклонениями в развитии:

  1. Стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, коммуникативные связи с окружением деформированы. Это оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.
  2. Стиль холодного общения — гипопротекция, снижение эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Это ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах. Родители этой группы фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.
  3. Конструктивная и гибкая форма взаимодействия отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Такой стиль способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.
  4. Репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию (чаще отцовскую). В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. Нередко прибегают к физическим наказаниям. При таком стиле воспитания у детей отмечается аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше осложняет их физическое и психическое состояние.

 

Основные задачи родителей:

  • Способствовать расширению сенсорного опыта ребенка, стимулировать его к новым играм.
  • Сформировать кавыки самообслуживания: умение пользоваться туалетом, самостоятельно есть и пить, умываться и чистить зубы, вытирать нос и рот, поддерживать чистоту и порядок своих вещей и своей комнаты и т. п.
  • Развивать ориентировку в ближайшем окружении и собственном теле, ориентировку во времени, ориентировку в пространстве.
  • Сформировать у ребенка положительную Я-концепцию — систему осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о самой себе, на которых она строит свое поведение, которая является основой внутреннего стимулирующего механизма личности («Я хороший, добрый, красивый; я справлюсь со всеми трудностями; я люблю окружающих, я интересен и нравлюсь людям»); скорректировать в случае необходимости негативную модальность («Ребенок хорош, плох его поступок»).
  • Ознакомить детей с «вежливыми словами», показывать пример культурного поведения дома, в гостях, на улице и других общественных местах.
  • Способствовать раскрытию индивидуальных задатков, склонностей, способностей ребенка.

Сейчас повсеместно идет создание института консультаций и служб психологической разгрузки семьи, организация педагогического патронажа семьи, цель которого заключается в раннем вмешательстве и коррекционной поддержке. Разработана система взаимодействия родителей и детей по принципу «Особые дети — особое общение». Эта система не затрагивает семейную направленность воспитания, а только предлагает изменить внешнюю форму общения.

Добавить комментарий